К 138-му дню рождения Зеэва Жаботинского

Источник


18 октября 1880 года в Одессе родился Зеев Жаботинский. Блестящий оратор, журналист, писатель, публицист, поэт, гениальный переводчик, он, прежде всего, был великим сионистом. Сделать все возможное для создания в Эрец-Исраэль убежища для еврейского народа – в этом Жаботинский видел свое предназначение.

Сегодня, вглядываясь в глубины огромного творческого наследия Зеева Жаботинского, читая и перечитывая его многочисленные статьи и выступления, мы не устаем поражаться его провидческому дару. Особенно поражает его точное предсказание надвигающейся Катастрофы.

В 1898 году, будучи совсем молодым человеком – ему не исполнилось ещё восемнадцати – в "русской колонии" в Берне Жаботинский произнес свою первую сионистскую речь: "Еврейский народ дождётся в галуте своей "варфоломеевской ночи", - сказал он, - и единственное спасение – это всеобщая репатриация в Эрец-Исраэль".

Именно предчувствие "варфоломеевской ночи" для евреев в галуте заставило Жаботинского направить все силы на создание еврейского государства в Эрец-Исраэль.

В этом он видел главную цель сионизма – создать в Эрец-Исраэль убежище для евреев.

С приходом к власти нацистов во главе с Гитлером в 1933 году Жаботинский уже не говорил, не доказывал, не прогнозировал – он умолял, заклинал евреев, пока еще не поздно, спасаться бегством в Эрец-Исраэль.

Его призывы прежде всего были обращены к евреям Польши. Он предвидел, что именно они станут первыми жертвами нацистов.

Для меня все, что связано с Катастрофой европейского еврейства, и особенно то, что присходило в годы Второй мировой войны с польскими евреями, - очень личная тема.

Моя бабушка родом из польского местечка Бельчин. Из всей ее семьи выжили в Холокосте только она и ее сестра. Ее родители и младший брат сгинули в Освенциме. А они с сестрой пересекли всю Европу с группой еврейской молодежи и в 1945 году сумели добраться до Эрец-Исраэль. Моей бабушке в 1939 году, в начале Второй мировой войны, было 17 лет, а ее сестре - 14.

Как получилось, что несколько молодых еврейских ребят решились самостоятельно бежать в Эрец-Исраэль?

В Польше было очень сильное отделение созданной Зеевом Жаботинским Всемирной организации БЕЙТАР. Польские формирования БЕЙТАРа были одними из самых многочисленных в Восточной Европе.

На сентябрь 1939 года бойцы БЕЙТАРа совместно с Национальной военной организацией ЭЦЕЛ, действовавшей в Эрец-Исраэль, запланировали операцию "Польский десант" - до 40 тысяч бойцов из Польши и стран Прибалтики должны были переправиться морским путем в Эрец-Исраэль, чтобы там на завоеванном вместе с бойцами ЭЦЕЛ плацдарме "явочным порядком" создать еврейское государство.

Зеев Жаботинский, которому британские власти еще в 1928 году запретили въезд в Палестину, намеревался присоединиться к "Польскому десанту".

Начавшаяся 1 сентября 1939 года Вторая мировая война перечеркнула эти планы. Но отдельные группы бейтаровцев сумели бежать из Польши и добраться до Эрец-Исраэль.

К одной из таких групп присоединилась моя бабушка. Да будет благословенна ее память!

Один из соратников Жаботинского профессор Исраэль Эльдад писал о нем: "Он был великим, этот гений еврейского народа... Его трагедией и, что еще страшнее, трагедией всего еврейского народа, было то, что не он был официальным руководителем народа, и большую часть своих сил был вынужден тратить на внутреннюю борьбу. Он победил в ней после своей смерти и, что всего ужаснее, после уничтожения трети нации и её наилучшей части".

Еще в 1936 году Жаботинский провозгласил программу эвакуации евреев Польши. Когда он в Варшаве впервые заговорил об эвакуации польских евреев в Эрец-Исраэль, то восстановил против себя большинство еврейской общины Польши. Его осуждали, называли "врагом евреев", который хочет изгнать их из Польши и расшатать их положение равноправных граждан этой страны.

Первыми должны эвакуироваться польские евреи, полагал Жаботинский, за ними должны планомерно переселиться в Эрец-Исраэль все евреи Европы. Выступая перед еврейской аудиторией на всех конгрессах, съездах, собраниях, конференциях, в беседах с политиками и государственными деятелями Жаботинский говорил, просил, требовал вывезти миллионы евреев из Европы и разместить их в Эрец-Исраэль на обоих берегах Иордана. Главным его лозунгом стал призыв: "Эвакуация!".

"Народ в великой беде обязан выработать великий план собственного спасения, - писал Жаботинский, - и бороться за осуществление этого плана. План реальный и детальный, учитывающий все факторы в их развитии на годы вперед ... столько-то и таким-то путем прибывают в Палестину евреи из Польши, столько-то из Бессарабии, из стран Прибалтики, столько-то – из Австрии и Германии. Для этого потребуются такие-то и такие-то суммы. Столько-то даст частный капитал, столько-то евреи смогут привезти с собой, столько-то следует привлечь в виде займов. Для этой цели следует использовать Декларацию Бальфура, все влияние сионистского движения, все наши силы, привлечь к этому всю мощь еврейского капитала и гроши голодных жертвователей".

Но ни руководство еврейского ишува, ни сами евреи Европы не поддержали Жаботинского. Некоторые сионистские круги даже обвинили его в антисемитизме, мол, своими призывами он солидаризуется с антисемитами, стремящимися изгнать евреев из стран, где они жили веками и добились определенных прав.

Выступая в варшавской синагоге 12 июля 1938 года, Жаботинский буквально заклинал своих соплеменников: "Вот уже три года я призываю вас, евреи Польши, я по-прежнему предупреждаю вас, не переставая, что катастрофа приближается. Именем Бога, пусть хоть кто-нибудь из вас спасется, пока еще есть время!"

А времени оставалось очень мало. Через год с небольшим, в сентябре 1939-го, Польша была оккупирована нацистской Германией, и польские евреи оказались в западне.

Бог пожалел Зеева Жаботинского и не дал ему узнать ни о газовых камерах, ни о дымящихся печах крематориев, ни о Майданеке, Освенциме, Треблинке, Собиборе, ни о других нацистских лагерях смерти на территории Польши и Германии.

Он умер от разрыва сердца 4 августа 1940 года в летнем лагере БЕЙТАРа неподалеку от Нью-Йорка.


Дополнительно:

Придет день (о жизни З. Жаботинского)

Постулаты Зеэва Жаботинского: "Извлечь еврея из гетто, а гетто изгнать из еврея"

Обмен «комплиментами». В. Жаботинский (1911)