Египетский папирус в точности свидетельствует о 10 казнях Египта

Существует документ, очевидно, являющийся описанием бедствий, обрушившихся на Египет перед тем, как его покинул израильский народ. Это древнеегипетский документ, записанный на папирусе во время правления 19-й династии, сменившей 18-ю вскоре после Исхода и сопровождавших его событий.

Он носит название «Увещевания Ипувера» и достигает в длину 347 см. Папирус Ипувера является длинным описанием состояния общества в кризисное время. Документ носит скорее поэтический характер и содержит больше повторений, нежели новой информации.

Папирус, свидетельствующий о 10 казнях Египта.
Сравнение Библии (Книга Исход) с папирусом Ипувера:

Египетский Папирус в точности свидетельствует о 10 казнях Египта

Библия: И превратилась вся вода в Ниле в кровь (Исход 7:20)
Ипувер: Река стала кровью (2:10)

Библия: И была кровь во всем Египте (Исход 7:21)
Ипувер: Бедствия по всей стране… Всюду кровь (2:5)

Библия: И воссмердела река (Исход 7:21) И копали все египтяне вокруг реки (чтобы найти) воду для питья, потому что не могли пить воду из Нила (Исход 7:24).
Ипувер: Людям омерзительно пить, сыны человеческие жаждут воды (2:10). И это наша вода? И это наше богатство? Что делать? Все рушится…(3:10-13)

Библия: Вот, рука Бога будет на скоте, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на коровах и мелком скоте — мор очень тяжелый… (Исход 9:3)
Ипувер: Все животные ; сердце их плачет, коровы мычат…(5:5)

Библия: И направил Моисей посох свой к небу, и послал Бог раскаты грома и град, и огонь разливался по земле… И был град и огонь, пламенеющий среди града...
Ипувер: Деревья уничтожены… (4:14) Да, ворота, колонны и стены поглотил огонь…(2:10)

Библия: И побил град на всей земле Египетской все, что было в поле от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья (Исход 9:23-25).
Ипувер: Плачет Египет. Царский дворец без изобилия, без плодов, без хлеба…

Библия: И налетела саранча… И пожрала всю траву на земле и все плоды на деревьях, которые оставил град (Исход 10:14,15).
Ипувер: Да, уничтожено все, что еще вчера было видно. Земля осталась пустой утомленной, как после уборки льна (5:12)

Библия: И не осталось никакой зелени на деревьях и на траве полевой во всей земле Египетской (Исход 10:15).
Ипувер: Нет ни фруктов, ни овощей… Голод… (6:11)

Библия: И встал фараон ночью, сам и все рабы его и все египтяне. И был вопль великий в Египте, ибо не было дома, где бы не было мертвого (Исход 12:30).
Ипувер: И был великий плач в Египте.. Стон слышится по всей земле перемешиваясь с причитаниями… (5:14)

Библия: И было, когда отпустил фараон народ… и Господь шел перед ними днем в столпе облачном, чтобы облегчить им дорогу, а ночью в столпе огня, чтобы им светить (Исход 13:21).
Ипувер: Смотри! Огонь поднялся высоко-высоко, и факел его идет напротив врагов страны.

В своем повествовании египтянин Ипувер рассказывает о «враге страны» и с огромным удивлением пишет о высоком пламени, шествующем перед ними, чему он сам был свидетелем. (Исх.13:21,22)

Особо интересно!

Текст этого 3.5-метрового папирусного свитка представляет собой по большей части сетования по поводу создавшейся кризисной ситуации в Египте. Весь документ, за исключением нескольких небольших повреждённых фрагментов, хорошо сохранился. В нём имеется несколько строк, представляющих для нас особый интерес.

Ипувер: ► 1. «Если бы я знал, где бог, то служил бы ему».

Комментарий: Достаточно странное замечание. Египтяне очень хорошо знали, где находятся их боги, в каком обличье они появляются, за какие сферы жизни отвечают и какого рода жертвы необходимо приносить каждому из них. Однако текст Ипувера говорит не о египетских богах. Египтянам было известно, что израильский народ поклонялся «Единому Богу». У них определённо не осталось сомнений относительно того, чей Бог действительно обладает силой.

Логично было бы предположить, что оставшиеся в живых египтяне осознали, что бросили вызов Богу, против которого все их боги оказались бессильны. В этой цитате явственно слышно отчаяние: «Если бы я знал, где бог, то служил бы ему».


Ипувер: ► 2. «Бедняки стали состоятельными людьми», «Золото, лазурит, серебро и бирюза, сердолик, аметист, … украшают шеи рабынь», «Золото в дефиците».

Комментарий: Во время Исхода рабы-израильтяне взяли с собой большую часть богатств египтян.


Ипувер: ► 3. «Чужестранцы повсюду».

Комментарий: Израильтяне, являвшиеся чужестранцами по отношению к египтянам, настолько возросли количественно, что в течение некоторого периода времени их новорождённых детей мужского пола убивали по приказу фараона, который стремился сократить увеличение числа евреев.

«… а народ умножался и весьма усиливался» (Исх.1:20).


Ипувер: ► 4. «Пойдёмте и займёмся грабежом», «Градоначальник едет без охраны».

Комментарий: Если люди могли заниматься грабежом, значит отсутствовала служба охраны порядка, функции которой в Египте выполняли вооружённые силы. В Библии говорится, что вся египетская армия была уничтожена.

«… не осталось ни одного из них» (Исх.14:28).


Ипувер: ► 5. «Чужестранцы в Дельте искусны в различных ремёслах».

Комментарий: Израильтяне («чужестранцы»), жившие в области дельты Нила, являясь рабами египтян, занимались изготовлением кирпичей, строительством и другими видами работ (Исх.5).

Египетский Папирус в точности свидетельствует о 10 казнях Египта

Ипувер: ► 6. «Река стала кровью»

Комментарий: Это уникальное замечание. Не в каждом тексте можно встретить утверждение, что вода в Ниле превратилась в кровь. Более того, оно в точности соответствует библейскому описанию одного из бедствий, постигших Египет: «И сделали Моисей и Аарон, как повелел [им] Господь. И поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь» (Исх.7:20).

Необходимо также отметить, что Ипувер говорит, что река стала кровью, а не просто выглядела как кровь (Исх.7:20).


Ипувер: ► 7. «Писари обиты, их записи похищены», «Их книги уничтожены».

Комментарий: Хаос, царивший в Египте, оказал огромное влияние на всю культурную жизнь страны. Писарей убивали, а их записи развеивали по ветру. Это объясняет, почему до нас дошло так мало письменных подтверждений происшедших событий. Искусство письма было привилегией тех немногих избранных, которые занимали высокие посты в Египте.


Ипувер: ► 8.«Истощились запасы сырья для всех ремёсел», «Нехватка зерна, угля, древесины, кустарника», «Деревья повалены, ветви оборваны».

Комментарий: После пережитых Египтом бедствий, в стране был острый дефицит буквально всего. В указанном отрывке упоминается недостача зерна и сырья для многих ремёсел, особенно древесины. Библия также отмечает, что в результате сильного града были повалены деревья, а у тех, что выстояли бурю - оборваны ветви. Подобные разрушения нечасто случались в Египте: «… и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал [град]» (Исх.9:25).


Ипувер: ► 9 «Вот, тот, кто спал без жены, нашёл себе женщину благородных кровей», «Посмотрите! Богатые жёны голодают».

Комментарий: Замечание о том, что женщины из высшего класса общества испытывают голод и идут к мужчинам из более низких социальных слоёв, означает следующее: те, кто обеспечивал их, а также мужчины-вельможи, исчезли.

К последним относились в основном военные, офицерские чины и высокопоставленные государственные служащие, находившиеся в непосредственном подчинении фараону. Библия сообщает, что вся египетская армия исчезла в водах Красного моря (Исх.14:26–29). Другими словами, в дополнение к уже имевшимся жертвам, страна лишилась довольно большой группы людей (около 250000).


Ипувер: ► 10. «Нам неведомо, что произошло на этой земле».

Комментарий: Когда Египет постигли страшные бедствия, волхвы фараона, сказали правителю: «… это перст Божий» (Исх.8:19).

Эти слова, очевидно, означают, что происходящее превосходит их понимание и вне их контроля. Считалось, что фараон и его волхвы имели в своём подчинении всех египетских богов, не говоря уже том, что сам правитель являлся воплощением бога солнца.


Ипувер: ► 11. «Мало еды», «Великий голод и большие страдания», «Богатые женщины говорят: мы хотим есть», «Женщины бездетны, не могут зачать», «Их страждущие тела облечены в лохмотья», «Кладовые пусты».

Комментарий: Приведённые цитаты описывают голод: нехватка продуктов питания, люди голодают, стада изнурены. Ситуация в стране заметно ухудшилась. Женщины могли стать бездетными, лишившись своих детей, либо сильный голод сделал их бесплодными и неспособными рожать детей. Такими вполне могли быть последствия бедствий, обрушившихся на Египет, и описанных в книге Исход в главах 7–12.


Ипувер: ► 12. «Случилось то, что предки предрекли».

Комментарий: Иосиф - второй человек в Египте после фараона, примерно за 260 лет предсказал, что его народ выйдет из Египта. Кроме того, Исход израильтян в нескольких библейских текстах называется обетованием Господним. Согласно Библии, Иосиф, незадолго до своей смерти (которая, учитывая его высокий пост, на котором он пробыл 80 лет, должна была быть важным и всем известным событием в стране), говорит следующее: «…я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда. И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте» (Быт.5-:24–26).

Таким образом, Исход был предсказан верховным министром Египта.


Ипувер: ► 13. «Повсюду кровь, кругом царит смерть».

Комментарий: Это описание может относиться к двум феноменам. Во-первых, к вышеупомянутому явлению (река превратилась в кровь, согласно библейскому тексту). И во-вторых, возможно, автор рассказывает о небывалом граде, убивающим всё на своем пути. Более вероятен последний вариант, так как Ипувер упоминает большое количество погибших людей. В Библии также имеется описание грозы с градом: «И простёр Моисей жезл свой к небу, и Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на [всю] землю Египетскую; и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения её. И побил град по всей земле Египетской всё, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал [град]» (Исх.9:23–25).


Ипувер: ► 14. «Многих мёртвых погребли в реке».

Комментарий: Это описание может означать, что в результате обрушившихся на Египет катаклизмов количество человеческих жертв стало настолько огромным, что хоронить умерших в земле стало невозможно, и их тела сбрасывали в Нил. Если это действительно имело место в египетской истории, то речь идёт о существенном отклонении от обычного ритуала погребения усопших, что свидетельствует о чрезвычайности сложившейся ситуации. В Библии сказано, что во время одного из бедствий умирает, по крайней мере, один человек в каждой семье (каждый первенец). (Исх. 11:4–10)

Ипувер: ► 15. «Горе местам священным», «Что нам делать? Всё в развалинах!», «Пропало всё, что ещё вчера можно было видеть», «Посмотрите! Земля лишилась своего царя и всех начальников», «Взгляните! Все чиновники подобны стаду без пастыря своего».

Комментарий: В священных местах египтяне поклонялись своим богам, жрецы совершали тайные обряды бальзамирования умерших богоподобных фараонов. Эти покровители Египта были бессильны перед лицом кризиса, который переживала вся страна. Население стало выражать своё презрение к потерявшим былую мощь богам, что привело к беспорядкам и хаосу.

Судя по описанию, Египет лишился правителя и многих начальников. На протяжении всего текста Ипувера упоминается этот хаос, что должно означать прекращение работы многих основных правительственных учреждений. Очевидно, сила, сумевшая уничтожить столь отлаженную и мощную машину правления в Египте той эпохи, обладала небывалым потенциалом.

Египетский Папирус в точности свидетельствует о 10 казнях Египта

Ипувер был писцом, который документально изложил события, имевших место в истории Египта. Все это полностью совпадает с Библейскими казнями описанными в Исходе.

Он буквально описывает эпидемии, включая разрушительный град, а затем описывает сам исход. В нем говорится “что” те, кто были египтянами [стали] иностранцами", т. е. они ушли! Папирус также помогает нам датировать исход к так называемому” Гиксосскому периоду " в египетской истории, т. е. приблизительно 1500 годом до н. э. Это прекрасно совпадает с библейской хронологией-имеется в виду, что исход произошел примерно за 500 лет до постройки Храма Соломона в 10 веке до нашей эры. Идеальная синхронность! 

Материал подготовлен bible-facts.org и Библейские открытия