Благословения и проклятия (23, М. Лайтман)
Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, которые произошли когда-то с древним народом. Но если знать внутренний смысл слов вечной Книги, то за ними проявляется сетка сил, управляющих нашим миром. Сегодня глава “Ки таво” – “Когда придешь”.
Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы (МАК), беседует его ученик – известный сценарист, кинорежиссер и блогер Семен Винокур.
Опросы
08.09 21:25 MIGnews.com
Благословения и проклятия
Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, которые произошли когда-то с древним народом. Но если знать внутренний смысл слов вечной Книги, то за ними проявляется сетка сил, управляющих нашим миром. Сегодня глава “Ки таво” – “Когда придешь”.
Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы (МАК), беседует его ученик – известный сценарист, кинорежиссер и блогер Семен Винокур.
– Название главы подразумевает, когда придешь в Землю Израиля?
– Да, это означает подняться на духовную ступень, которая называется “Эрец Исраэль” (Земля Израиля). “Эрец”– земля от слова “рацон” – желание. “Исра-Эль” (“яшар кель”) – “прямо к Творцу”. На этом уровне все твое устремление направлено только на высшую силу отдачи и любви. Никакой географии, никакой истории – речь идет только от духовном развитии человека.
– Хочу привести достаточно пространную цитату из Большого Комментария:
Поблизости от Шхема в Эрец Исраэль расположены две горы – Геризим и Эйвал. Моше приказал, чтобы в тот день, когда евреи под водительством его преемника войдут в Эрец Исраэль, они направились к этому месту и произнесли благословения и проклятия следующим образом:
Шесть колен должны взойти на гору Геризим – Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар, Йосэф, Биньямин. Шесть других – на гору Эйвал: Реувен, Гад, Ашер, Зевулун, Дан и Нафтали.
...Обратив свои лица к горе Геризим, старейшины левитов объявляли первое благословение, чтобы слышали колена на обеих горах: "Благословен человек, который не изваял или не отлил себе идола".
Колена на обеих горах отвечали: "Амен – Да будет так".
Затем старейшины левитов поворачивали лица к горе Эйвал и произносили первое проклятие: "Проклят человек, делающий идола из камня или металла".
Колена отвечали с обеих сторон: "Амен – Да будет так"…
Тора не в первый раз рисует нам ни с чем не сравнимые по образности и мощи картины. Почему Моше разделил двенадцать колен Израиля на шесть и шесть?
– Это относительно сфирот: Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, Ход, Есод.
Как существуют шесть дней недели, и как сутки делятся на день и ночь, так и здесь шесть колен относятся к состоянию “дня” и шесть – к состоянию “ночи”: одни благословляют, другие проклинают.
Человеку, который привык читать Тору, как историческое повествование, необходимо перестроиться и понемногу привыкнуть, что речь в ней все время идет об эгоистическом желании внутри нас. Оно должно быть исправлено с намерения получать ради себя на отдачу другим.
Проклятия в терминах каббалы – это левая линия, но мы должны понимать, что она нисколько не хуже правой линии – благословений. Творец создал зло, эгоистическое желание получать, и для его равновесия добро. Тора учит нас, как правильно совместить в себе добро и зло.
– Значит, шесть колен благословляющих уравновешивают шесть проклинающих?
– Все колена работают в унисон. Это соединение обеих линий, которое происходит свыше, и над ними, в средней линии, ощущается высшая сила, называемая "Творец"
/14/ И ВОЗГЛАСЯТ ЛЕВИТЫ, И СКАЖУТ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ИЗРАИЛЕ ГРОМКИМ ГОЛОСОМ: /15/ "ПРОКЛЯТ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СДЕЛАЕТ ИЗВАЯНИЕ И ЛИТОГО КУМИРА, МЕРЗОСТЬ ПРЕД БОГОМ, ИЗДЕЛИЕ РУК МАСТЕРА, И ПОСТАВИТ ТАЙНО!"
– Для исправления ты не должен производить никаких внешних действий на физическом уровне, все они должны быть внутренними.
Мы живем в мире идолов и постоянно, ежесекундно создаем все новых кумиров. Это и есть то состояние, которое существовало до духовных раскрытий Авраама.
С чего начинается каббала? С того, что разбиваются все идолы, и всё переходит только во внутренние свойства человека, в его внутреннее исправление. И только в этом разница между Авраамом и Нимродом, между каббалой и всеми остальными учениями.
Если человек преклоняется перед какими-то изваяниями, перед какими-то своими действиями, то все это является так называемой эгоистической или не святой работой.
А проклятие означает, что человек не будет исправлен. Нет никаких материальных наказаний. То, что мы остаемся в своих эгоистических желаниях и существуем в них – это и есть и наказание, и проклятие.
/17/ "ПРОКЛЯТ ПЕРЕДВИГАЮЩИЙ МЕЖУ БЛИЖНЕГО СВОЕГО!".
– То есть те желания и стремления, которые человек должен создать в себе, чтобы уподобиться Творцу, он частично преображает в противоположность Творцу ради мелкой эгоистической выгоды, и ничего не может с собой сделать.
Как правило, это следствие его неправильной связи с окружением. Ведь только в окружении он может найти силу, которая поможет противостоять всем соблазнам, посылаемым ему Творцом.
"Передвинуть межу ближнего своего" означает также украсть у другого человека то, что ему положено из данного ему свыше участка работы над собой. Этим ты крадешь у него шанс исправить свою душу, каким-то образом затеняешь эту возможность, не участвуешь вместе с ним в действии исправления.
Существует множество различных условий, когда человек, якобы делая другому хорошо, делает ему плохо. Поэтому мы видим, что большинство законов Торы в нашем мире кажутся, мягко говоря, не совсем справедливыми.
– Можно пример из нашей жизни?
– К примеру, многие люди выступают против откармливания и забоя скота, который мы производим, чтобы обеспечивать нас мясом, питанием, мехами, всевозможными изделиями из шкур животных. Они считают, что человек не может этим заниматься, мол, не для этого он получил власть над животными в виде разума, чтобы так их использовать.
А Тора говорит совершенно о другом: именно таким образом развивая животных, взращивая их, ухаживая за ними, откармливая и потом правильно убивая, разделывая и употребляя их, ты возвышаешь их предназначение ради развития человека. То же самое каждый из нас должен делать с “животным” в себе: правильно развивать, “растить”, “забивать” (то есть исправлять) его в себе ради того, чтобы этим вскармливать “человека” в себе.
Так ты должен действовать и снаружи, с животными в окружающем нас мире, и со своим собственным “животным” в себе. Если бы люди изучали законы природы, они бы увидели, что кошерный забой скота – самый правильный. Только надо смотреть на это объективным взглядом.
/19/ "ПРОКЛЯТ ИСКАЖАЮЩИЙ ЗАКОН ДЛЯ ПРИШЕЛЬЦА, СИРОТЫ И ВДОВЫ!".
– Те желания, которые уже находятся на духовном уровне, существуют только для того, чтобы подтягивать за собой "пришельца", "вдову", "старика", "женщин" – всех слабых, то есть слабые духовные желания.
Эгоистически эти желания могут быть очень большими. Например, "младенец" – это очень большой эгоизм с мизерной толикой духовного в нем, как в младенце.
Все части внутри человека, называемые "старец", "женщина", "младенец" и так далее, говорят об эгоизме, который еще очень труден в исправлении.
"Не искажать закон для пришельца, сироты и вдовы" – значит ни в коем случае не жалеть, не потакать, а брать и исправлять эти слабые желания, присовокупляя к ним свои духовные постижения. Надо их поднимать, как помогают женщине, малютке, старику. Надо их развивать и включать в себя.
– Затем Моше переходит к благословениям. В качестве обобщения в Большом Комментарии сказано, что если народ Израиля будет соблюдать все заповеди, Творец одарит его “необычайными благословениями”, откроет Небесные врата изобилия и изольет на сынов Израиля – цитирую – “экстраординарную доброту”. Однако:
/15/ ... ЕСЛИ НЕ БУДЕШЬ ТЫ ИСПОЛНЯТЬ ВОЛЮ БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, ЧТОБЫ СТРОГО ИСПОЛНЯТЬ ВСЕ ЗАПОВЕДИ ЕГО И УСТАНОВЛЕНИЯ ЕГО, КОТОРЫЕ Я ЗАПОВЕДУЮ ТЕБЕ СЕГОДНЯ, ТО СБУДУТСЯ НА ТЕБЕ ВСЕ ПРОКЛЯТИЯ ЭТИ И НАСТИГНУТ ТЕБЯ.
И тут перечисляются несчастья, которые будут посланы Израилю и о которых в Большом Комментарии сказано, что “когда Моше начал произносить слова предостережения, закачалась земля, задрожали небеса, потускнели солнце и луна, утратили свой блеск звезды, возопили из своих могил праотцы, все живое умолкло, а ветви деревьев застыли” И это, действительно, не для слабонервных:
/22/ ПОРАЗИТ ТЕБЯ БОГ ЧАХОТКОЙ, И ЛИХОРАДКОЙ, И ГОРЯЧКОЙ, И ВОСПАЛЕНИЕМ, И ЗАСУХОЙ, И ЗНОЙНЫМ ВЕТРОМ, И ЖЕЛТИЗНОЙ РАСТЕНИЙ, И БУДУТ ОНИ ПРЕСЛЕДОВАТЬ ТЕБЯ, ПОКА НЕ ПОГИБНЕШЬ.
– Что означают перечисленные поражения?
– Будут проблемы на всех уровнях души – человеческом, животном, растительном и неживом. И это действительно так, потому что каждое несоответствие Творцу, маленькое оно или большое, включает в себя все четыре уровня. Удар проходит, практически, по всем четырем – сверху вниз. Так и происходит в жизни. Возможно, человек этого не чувствует, но на самом деле удар идет по всем уровням.
/24/ ПРЕВРАТИТ БОГ ДОЖДЬ СТРАНЫ ТВОЕЙ В ПЫЛЬ И ПРАХ, С НЕБА БУДЕТ ЭТО ПАДАТЬ НА ТЕБЯ, ПОКА НЕ БУДЕШЬ ТЫ УНИЧТОЖЕН.
– Если не достигнешь удачи в духовном, то не будет тебе благословения ни тут, ни там. Мы пока еще существуем в этом мире из милосердия, нам дают "предоплату". Но на самом деле этот аванс недолговечен.
– Что означает, что дождь станет пылью и прахом?
– Дождь, который призван рождать, ничего не даст тебе. Он прольется в других местах. То есть ты не получишь благословение на свои действия, и они "иссохнут", если ты не будешь устремляться к подобию Творцу. Человек называется "Адам", потому что он должен быть "подобен" (на иврите "доме") Творцу.
- Или вот, например, сказано:
/34/ И СТАНЕШЬ ТЫ СУМАСШЕДШИМ ОТ ЗРЕЛИЩА, КОТОРОЕ УВИДИШЬ ТЫ.
– Это значит, что ты полностью потеряешь тот разум отдачи и любви, который вел тебя вперед, и превратишься в обычное животное, которое в сравнении с человеком не имеет разума.
Если говорить о нашем мире, то именно в таком состоянии находится сейчас народ Израиля, только еще не осознает этого – вот в чем проблема! Мы настолько глубоко упали во тьму безразличия, в разлад и взаимное отдаление, что уже не чувствуем, где находимся.
Более того, пребывая на самых низших уровнях, мы ложно оцениваем свои свойства, считая, что в нас есть что-то хуже или лучше. В то время, как на самом деле мы в ужасном состоянии – в абсолютном эгоизме, в абсолютном разбиении!
– Почему мы этого не ощущаем, хотя все больше и больше сталкиваемся с проблемами практически во всех областях жизни?
– Но где тот свет, тот уровень, относительно которого мы можем оценить это?! Нам не с чем сопоставить свои ощущения.
Представь себе, что ты живешь в заброшенной деревне где-нибудь в Индии в нищей семье из касты прокаженных. И вдруг тебе рассказывают, что ты – сын богатого махараджи. Но тебе остается только наблюдать со стороны, как за тебя принимают другого, и как ему прекрасно живется, а тебя постоянно бьют и унижают. Это ужасное состояние!
Поэтому, если есть возможность что-то исправить, то ее надо показать, а если нет – то нет. К сожалению, мы пока еще не обладаем такой возможностью. Творец сделал так, что только в той мере, в которой мы желаем, чтобы наши возможности совпадали с нашими желаниями, мы видим правду. И наоборот.
/58/ ЕСЛИ НЕ БУДЕШЬ СТРОГО ИСПОЛНЯТЬ ВСЕ СЛОВА УЧЕНИЯ ЭТОГО, НАПИСАННЫЕ В ЭТОЙ КНИГЕ, И БОЯТЬСЯ ИМЕНИ ЭТОГО, ПОЧИТАЕМОГО И СТРАШНОГО, БОГА, ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, – /59/ ТО ОБРУШИТ БОГ УДАРЫ НА ТЕБЯ И УДАРЫ НА ПОТОМСТВО ТВОЕ, УДАРЫ БОЛЬШИЕ И КРЕПКИЕ, И БОЛЕЗНИ ОПАСНЫЕ И КРЕПКИЕ.
– Почему бояться?
– Звучит как-то некрасиво, да? Действительно, зачем нужно Творцу, чтобы Его боялись? Потому что человек должен понимать, осознавать, какая перед ним стоит огромная задача, какая ответственность лежит на нем. Под боязнью здесь имеется в виду не наш животный страх за свой живот. Имеется в виду, что я испытываю внутренний трепет оттого, что не смогу дать другим доброты, любви – всего, что можно дать другому человеку, и через них также Творцу. Это как мать дрожит, трепещет над младенцем, стремясь отдать ему всю себя. Тора здесь говорит о боязни в чем-то не реализовать свою любовь.
– Что значит "имени этого"?
– "Имя" – это десять сфирот, то есть полное слияние между человеком и всей окружающей природой, когда он полностью связан с ней через взаимную отдачу.
– И так проявляется имя Творца?
– Да, через природу проявляется имя Творца – четырехбуквенное, четырехслойное, потому что оно воздействует через неживую, растительную, животную и человеческую природу. Это – единая, жесткая, четко запрограммированная система, в которой все элементы взаимосвязаны. И существует очень простая зависимость: как ты влияешь на систему, такой и получаешь от нее ответ. Так что, в Торе нет угроз, а только ясное описание причин и следствий: сделаешь так – получишь это, поступишь по-другому – получишь соответственно. Все четко обусловлено.
– И все-таки непонятно: если уж разрешено войти в Эрец Исраэль, значит народ Израиля (мои желания) соответствует этому уровню?
– Ты соответствовал входу в это состояние, на этот духовный уровень. А далее – нет большей работы, чем находиться в Земле Израиля, когда все твои желания ты должен обязательно исправлять на отдачу и любовь. Это высшая форма исправления и самая сложная.
Существование на этом духовном уровне – это постоянные, постоянные проблемы, которые ты должен решать, генерируя в себе любовь и отдачу другим. Потому что Земля Израиля – это полное и все большее и большее подобие Творцу. Каждый твой шаг – это преображение эгоизма в альтруизм. Ты снимаешь пласт за пластом со своего эгоизма и начинаешь обращать его в заботу о других без какой-либо выгоды для себя.
– Знаете, эмоционально, это одна из самых сложных глав в Торе. Все эти угрозы...
– Это не угрозы. Это не угрозы! Это указания, которые дают тебе возможность правильно действовать на новом уровне. Вот, допустим, по аналогии с нашим миром: ты занимался строительством атомных станций? Вот сколько нужно человека обучать, чтобы он правильно работал с такой сложной и угрожающей, в общем-то, системой?
– Что вы! Это и большие карусельные станки, и тонкие технологии...
– Вот то же самое, примерно, и здесь. Говорится, как ты должен себя предохранять, какие могут быть допуски, как производятся измерения, проверки, состыковки и так далее, и так далее. Потому что это такой уровень – ты входишь в Эрец Исраэль!
– Это будет посерьезнее ядерного реактора?
– Несравнимо! С Чернобылем и Фукусимой мы как-то выкрутились, хотя до конца все равно последствия не известны. А в духовном ты обязан выполнять абсолютно полностью всю Тору, всю эту инструкцию, включая все-все-все ее самые маленькие тонкости, иначе будет срыв, и он подействует на все и на всех без исключения.
– А почему вы считаете, что время "икс" для нашего исправления уже наступило? Вы не раз говорили об этом, но почему именно сейчас? Почему у нас нет в запасе еще, скажем, пары тысяч лет для развития?
– Во-первых, потому, что я принял это от своих учителей – величайших каббалистов Бааль Сулама и Рабаша. А во-вторых, мы видим, что происходит в мире. Эгоизм себя исчерпал, он выгорел, как выгорает топливо на атомной станции, и с ним ничего невозможно больше сделать. Он больше не работает. Мы очевидно стоим перед новым этапом развития человечества. Каббала говорит именно об этом, и мы должны решить для себя, каким же мы видим наше будущее.