Вверх по лестнице, ведущей вверх (10, М. Лайтман)
Вопреки нашим ошибочным представлениям, в Торе описаны не земные события, а внутренние свойства человека, которые есть в каждом из нас, – "Моше", "народ Израиля", "левиты" и т. д.
Это рассказ о том, как восстановить цельность нашей единственной разбитой человеческой души, пользуясь инструкцией, скрытой в Торе за иносказательным повествованием.
Сегодня глава "Беаалотха" – "Во время твоего подъема".
Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы, беседует известный сценарист и кинорежиссер Семен Винокур.
– Наша сегодняшняя глава – "Беаалотха" – "Во время твоего подъема".
– В ней говорится о духовном подъеме человека.
– Начинается она с указаний Творца о том, как следует зажигать светильники внутри Скинии Завета, и о том, как изготовлена сама менора – семисвечник:
/4/ И ВОТ УСТРОЙСТВО МЕНОРЫ: ИЗ ЦЕЛЬНОГО СЛИТКА ЗОЛОТА ВЫКОВАНА ОНА...
Почему такое значение в Торе придается меноре?
– Когда человек меняет свои свойства на противоположные – получающие на отдающие, – он светится так же, как Творец. Поэтому светильник называется "семисвечником": он символизирует объединение шести светов Творца – хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход и есод – со светящимся творением, с человеческой душой.
– А почему светильник должен быть выкован из золота?
– Золото – это эгоизм. И надо его "перековать", чтобы он не поглощал свет, а, наоборот, отдавал – излучал, светился. И название главы "Беаалотха" означает "При твоем подъеме к свету, к свечению".
– Дальше написано о левитах:
/5/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: /6 "ВОЗЬМИ ЛЕВИТОВ ИЗ СРЕДЫ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ И ОЧИСТИ ИХ.
Что значит "Возьми левитов из среды сынов Израиля"?
– Из всех желаний человека – "сынов Израиля" – надо выделить такие – "левитов", – которые могут относиться к свойству бины, т. е. к желанию отдавать.
– И дальше сказано: "очисти их".
– "Сыны Израиля" – это исправленные, полу-исправленные и еще не совсем исправленные эгоистические желания. Очищенные – это такие, среди которых нет никаких эгоистических желаний. То есть они должны быть полностью отдающими.
– Дальше в нашей главе говорится о пасхальном жертвоприношении:
/1/ И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ В ПУСТЫНЕ СИНАЙСКОЙ, ВО ВТОРОЙ ГОД ПОСЛЕ ИСХОДА ИХ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, В ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ, ТАК: /2/ "ПУСТЬ ПРИНЕСУТ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ ПАСХАЛЬНУЮ ЖЕРТВУ…
– Если мы говорим о наших предках, то они сейчас в пустыне, через год после выхода из Египта. Когда они выходили, они не могли праздновать – им пришлось в спешке бежать. А сейчас они празднуют годовщину в первый раз после выхода из Египта. И будут праздновать Песах в пустыне еще 40 лет.
– А если мы говорим о духовном пути человека?
– Тогда это не сорок наших календарных лет, а сорок ступеней духовного постижения.
– Почему сказано, что евреи должны отмечать Песах каждый год и что в каждом поколении они должны видеть себя выходящими из Египта?
– Потому что каждый "год" – т. е. на каждой новой ступени – все повторяется, и мы вновь и вновь исправляем наш эгоизм, каждый раз на новом уровне. Можно аллегорически представить себе людей, которые бежали ночью, во тьме. Т. е. в них еще остались желания, которые они "не заметили" во время побега и которые будут еще исправлять "40 лет" пути к Земле Израиля.
– Так и исчезнет это поколение Египта?
– Да. Поэтому и говорится, что никто из этого поколения не войдет в Эрец Исраэль. Войдет только тот, который полностью исправил свои намерения с эгоистических на альтруистические. Все остальные намерения должны будут "умереть".
Впрочем, они и так мертвые. Только вначале "мертвые" желания перемешаны с "живыми". А после исправления желаний, которые можно исправить, превратив их при этом в желания, называемые "Эрец Исра-Эль", – те желания, которые называются "Египет", умирают, лишенные света.
Раньше они получали некоторое свечение за счет того, что были соединены со свойствами, которые можно исправить. А сейчас они остались без этого свечения и окончательно "умерли".
– Это 40 ступеней очищения?
– Да. И 40 раз человек как бы находит "пасхальную жертву" – желание, которое еще надо исправить, вытащив его из того же "Египта". Оно просто не было обнаружено при побеге.
Надо помнить, что Тора в аллегорической форме описывает работу человека со своими желаниями. Иначе, если понимать все буквально, весь этот Храм с жертвоприношениями в нем напоминает скотобойню – страшное место, в котором течет кровь, слышны крики животных, которых режут, тут же разделывают, жарят и едят. Что святого в такой картине?
Кстати, от горы Синай до Эрец Исраэль – если мы будем говорить о географии, – неделя пути, максимум, две, но никак не сорок лет. Если говорить каббалистическим языком, 40 лет символизируют подъем малхут, творения, желания наслаждаться – до уровня бины, желания наслаждать, свойства Творца.
– Дальше народ начинает роптать:
/1/ И СТАЛ НАРОД КАК БЫ РОПТАТЬ НА БОГА...
– С чего бы это? Вроде, не голодают. А потому, что среди народа был "эрев рав", "большой сброд"!
– Да, дальше говорится:
/4/ А СБРОД, КОТОРЫЙ СРЕДИ НИХ, СТАЛ ПРОЯВЛЯТЬ ПРИХОТИ, И СНОВА ЗАПЛАКАЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ, И СКАЗАЛИ: "КТО НАКОРМИТ НАС МЯСОМ?
Напомним, что "эрев рав" – это "боящиеся Творца, но работающие на Фараона", т. е. на свой эгоизм.
Казалось бы, – в чем проблема? Ведь ман мог приобрести любой желаемый вкус, в том числе, и вкус мяса.
– Действительно, мы же сегодня не ропщем, когда едим одно, а ощущаем другое. Много ли мяса, например, в тех сосисках, которые выпускает пищевая промышленность? Там же ничего нет, кроме сои. Зато какой вкус!
Скоро вообще всё будут печатать на принтере, на любой вкус. Хочешь конфетку – пожалуйста. Нужна зубная паста или крем для обуви? Пожалуйста. И все из того же сырья. Ну, чем не ман?
К этому идем. Только тот ман был на пользу, а этот – во вред, потому что внутри там просто опилки, пропитанные ароматизаторами и вкусовыми добавками.
Но если мы говорим о Торе, то она рассказывает нам о душе, о духовном мире человека. А с духовной точки зрения "эрев рав" – это такие желания в человеке, которые, боясь Творца, готовы выполнять всё, что Он требует, но только ради награды, которая им за это "положена" в этом мире или в мире будущем.
Представь себе, например, террориста, поверившего обещаниям, что через минуту он окажется в раю, и готового ради этого идти на смерть. Вот это и есть "великий сброд".
Эти желания "подзуживают" человека, и человек начинает роптать. Он же не получает то, что ему "положено"! Ведь этот "переход пустыни" – это движение в пустоте: ты ничего не получаешь и идешь за каким-то призрачным облаком. И это все!
На самом деле именно благодаря тому, что человек находится "в пустыне", – то есть у него ничего нет, пусто – он может из этого состояния абсолютной безысходности найти один единственный путь: к Творцу. Больше в пустыне обращаться не к кому!
А в ответ на это обращение человек получает т. н. "ман" – духовную пищу. И тогда он идет вперед и проходит эту "пустыню".
– Но "большому сброду" не нужна духовная пища, они требуют мяса.
– Да, это поднимаются в людях эгоистические желания, которые называются "эрев рав". Потому что путь этот нелегкий. Надо выявлять в себе проблематичные желания и исправлять их, надо менять отношение к другим людям и объединяться с ними. А кому этого хочется? Вот они и ропщут.
Это то, что и происходит с нами – мы не хотим объединяться. Это тяжело. Для нас это пустыня – безвкусная, трудная. Мы хотим мяса. То есть хотим оставаться на том же уровне, только бы не объединяться.
– А Моше просто плачет перед Творцом:
/13/ ОТКУДА У МЕНЯ МЯСО, ЧТОБЫ ДАТЬ ВСЕМУ ЭТОМУ НАРОДУ, КОГДА ПЛАЧУТ ОНИ ПЕРЕДО МНОЙ, ГОВОРЯ: ДАЙ НАМ МЯСА…
– Вообще-то Моше – не какой-то старик-предводитель, который ведет за собой народ. Это наше древнее внутреннее свойство, которое ведет нас сквозь нашу эгоистическую "пустыню" к объединению, к братской любви, к желанию "Эрец Исра-Эль".
И сейчас, в пустыне, надо двигаться. Все дальше от эгоизма, все ближе к Земле Израиля. Другого выхода у нас нет. Нас ведут вперед законы, которые находятся внутри природы. А для эгоизма это – пустыня.
– И Творец очень жестко отвечает народу:
/18/ А НАРОДУ ЭТОМУ СКАЖИ: ГОТОВЬТЕСЬ К ЗАВТРАШНЕМУ ДНЮ И БУДЕТЕ ЕСТЬ МЯСО, ИБО ПЛАКАЛИ ВЫ, ОБРАЩАЯСЬ К БОГУ, ГОВОРЯ: КТО НАКОРМИТ НАС МЯСОМ? ...И ДАСТ ВАМ БОГ МЯСО, И БУДЕТЕ ЕСТЬ. /19/ НЕ ОДИН ДЕНЬ БУДЕТЕ ВЫ ЕСТЬ, И НЕ ДВА,... ПОКА ОНО НЕ ВЫЙДЕТ У ВАС ИЗ НОСА И НЕ СТАНЕТ ДЛЯ ВАС ОТВРАЩЕНИЕМ, ЗА ТО, ЧТО ГНУШАЛИСЬ ВЫ БОГОМ...
– То есть: "Бог – это любовь. Вы этим гнушаетесь? Так Я вас досыта накормлю вашим эгоизмом".
Да, жестко. А что делать?! Это же система! Вот так она работает. Тут ничего не написано просто для красного словца. "Поначалу вам покажется, что эгоизм – это хорошо. Но вы дойдете до такого состояния, что он будет вылезать из вас наружу".
Творец – это высший закон природы. Моше кричит, жалуется. Некому жаловаться! Это "глас вопиющего в пустыне" – в буквальном смысле слова.
Есть программа, она неизменна. И мы внутри нее. Сказано: "Дал закон и не изменяет его". Если ты не согласен с программой Творца, – тебе не к кому обращаться, будешь биться до тех пор, пока не придешь к пониманию, как идти дальше.
Ничего не изменится к лучшему, если ты не изменишься сам, не изменишь свое отношение к другим, не начнешь заботиться о них без каких бы то ни было эгоистических расчетов.
– Как Вы видите дальнейший путь нашего развития?
– Впервые в истории мы стоим на развилке, в состоянии выбора: или мы продолжаем идти по пути эгоизма, или, осознав порочность своей эгоистической природы, решаем от нее избавиться. Нам только кажется, что мы выбираем будущее. На самом деле все уже выбрано: цель известна. Нам осталось выбрать только, каким путем мы придем к ней.
Если мы будем дальше следовать за нашим эгоизмом, это будет путь страданий. Не захотим по-хорошему двигаться к Цели, – нас будут бить. Будем продолжать упираться, – будут бить еще и еще. Так продвигается осел: сделал шаг – и снова уперся. Это и есть путь страданий.
Идя по этому пути, мы благодаря страданиям будем становиться умнее и начнем понимать, что надо двигаться. Совсем другой – путь Торы, которая говорит нам, как пройти исправление с помощью высшего света.
Объединяясь, мы постепенно будем раскрывать всё, что в ней написано, постигая все более высокие духовные ступени. Так мы пройдем весь свой путь до Конца Исправления – до состояния вечности и совершенства.
– Итак, от главы к главе мы продолжим постепенно продвигаться к Эрец Исраэль.