Однажды в твою жизнь придет эта ночь (8, М. Лайтман)
Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы, беседует его ученик, известный сценарист и кинорежиссер Семен Винокур.
Шавуот – праздник получения Торы. О чем рассказывает Тора?
Тора, Великая Книга, прошла через века, потому что в ней, за внешним повествованием об истории древнего народа, сокрыта тайна постижения высшей силы, управляющей нашим миром. Об этом говорит наука каббала. Вся Тора, на глубинном уровне, рассказывает об одном человеке: о том, что он чувствует внутри себя, какие состояния проходит, о том, какие изменения в нем должны произойти, чтобы ему раскрылся Творец - высшая сила отдачи и любви.
Само название Торы происходит от слов “ораа” - “инструкция” и “ор” - свет. С одной стороны, Книга очень выверено, точно, в деталях объясняет весь процесс развития внутреннего мира человека, а с другой - свет Торы производит все необходимые преобразования в каждом постигающем, чтобы поднять его на уровень Творца.
Когда в человеке возникает потребность понять смысл своей жизни, выяснить свое предназначение в этом мире, он приходит в науку каббала. И в процессе обучения начинает по-другому, в истинном свете, воспринимать каждое слово Торы.
Сказано в Торе: "И был вечер, и было утро – день один". То есть все у нас начинается с вечера, в противоположность традициям всех остальных народов, у которых принято откладывать новое начало на завтра. А почему в иудаизме наоборот, день начинается вечером?
День начинается с вечерней темноты, после которой нам еще предстоит ночь. Мы ложимся спать, во сне отключаемся от реальности, и именно в этом отключении реализуется начало нового дня.
"И был вечер, и было утро..." Речь не идет об астрономическом времени, когда солнце стоит в зените или уходит на другую сторону Земного шара. Свет и тьма существуют внутри человека, в его сердце. Иногда он говорит, что его жизнь - “сплошная тьма”, хотя вокруг могут светить тысячи солнц. Но он чувствует себя, как в непроницаемой мгле, в беспомощности и безнадежности. А в другой раз он чувствует, как будто в его жизни “мелькнул луч надежды” или “забрезжил рассвет”, и это тоже ощущение, а не буквальный выход навстречу солнцу. Так говорит с нами Тора.
- “Вечер” (“эрэв”) - от слова “леарвэв” - “смешиваться”. Когда говорится, что наступил вечер, - это означает, что в ощущении человека смешиваются состояния понимания и непонимания, хорошего и плохого. Из этой спутанности он входит в тьму, в ночь. Но постепенно-постепенно в нем рождаются новые ощущения к свету - «И был вечер, и было утро». После вечера, после тьмы приходит озарение, наполнение, понимание, и этим заканчивается один из циклов – “день один”.
И таких циклов, каждый человек, который развивается, проходит множество. Из спутанности, непонимания, отчаяния приходит свет, озарение, раскрытие. Поэтому, когда мы говорим, что наступает вечер и приходит ночь, то это не значит, что все заканчивается, а это означает, что начинается новый день. И поэтому правильное решение принимается именно в полночь, когда воцаряется самая черная тьма.
Когда абсолютно разочаровавшийся человек приходит к выводу, что его жизнь – это полный мрак, к нему пробивается свет. Потому что этот мрак он ощущал с точки зрения своих прежних ценностей и целей. А теперь приходит осознание зла. Наступает ясность, начинается утро, новый день. Самая темная ночь – перед рассветом.
Таким образом “день один” в Торе - это ступенька постижения Творца человеком. В своей внутренней работе он пришел к свету, к определенному раскрытию, пониманию, постижению. А далее - снова, на следующем, более глубоком уровне он будет проходить цикл за циклом: “И был вечер, и было утро … И был вечер, и было утро…”. Так растет Человек в человеке.
На Шавуот принято всю ночь читать отрывки из Торы, причем известно, что эта традиция исходит из каббалы.
В ночь Шавуот происходит какое-то особое исправление?
Многие думают, что для того, чтобы произошло исправление, достаточно всю эту ночь читать специальные тексты. Но каббала говорит, что прежде всего, мы должны почувствовать, что находимся во тьме. А темно нам от того, что между нами нет правильных отношений, ведь отношения между людьми – это то же самое, что отношения между человеком и высшей силой. Невозможно ненавидеть какого-то человека и в то же время любить Творца.
Мое отношение к Творцу проходит через все человечество. Поэтому исправление в ночь Шавуот означает, что я исправляю свое желание, свое сердце на любовь к ближнему. Или хотя бы хочу начать это делать! И тогда назавтра утром я уже продолжу идти путем Торы, исправляя свои желания одно за другим, каждый раз на все более высокой ступени. Совершить исправление – это значит принять обязательство идти новым путем, который приближает меня к другим людям, чтобы в любви к ним раскрыть мою любовь к Творцу.
Чтением особых текстов в эту ночь мы пробуждаем в себе желание к объединению и к подобию Творцу. Главное, стремиться притянуть свет, возвращающий к источнику, чтобы он наполнил каждое сердце любовью.
Причем, исправление не может быть личным, так как оно заключается в достижении любви. Зло – это не то, сколько я ем, пью или на какой езжу машине, а в моем отношении к другим. Кроме испорченной связи между нами нам больше нечего исправлять. Любовь возможна лишь тогда, когда я начинаю выстраивать добрые отношения, начиная с маленького круга и расширяя его все больше и больше. Но самому мне это не под силу. Я должен притянуть свет, возвращающий к источнику, который повлияет на меня и поселит в моем сердце любовь к ближнему.
Чем большее влияние оказывает на меня свет, тем больше расширяется мой круг внутри творения, до тех пор, пока я не смогу включить в него всю неживую, растительную, животную природу и все человечество. Чем больше света, тем больше моя любовь.