Единство противоположностей (4, М. Лайтман)
Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, произошедших когда-то с евреями. Но если знать внутренний смысл слов Торы, картина получается совершенна иная — проявляется сетка сил, управляющая нашим миром. Сегодня - глава "И открылся".
Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы (МАК) беседует его ученик, известный сценарист и кинорежиссер, Семен Винокур.
– Наша глава называется «Ваера», в переводе c иврита – «И открылся». То есть, Творец открылся Аврааму.
– Давай напомним нашим зрителям, что Творец от нас скрыт и открывается только тем, кто этого очень хочет. И Тора написана именно для того, чтобы служить инструкцией для этого раскрытия.
– Возникает такой вопрос. Как известно, Книга Зоар является комментарием на Тору. Если эти книги говорят об одном и том же, почему люди не понимают, о чем пишет Зоар, но уверены, что прекрасно понимают саму Тору?
Парадокс – люди не понимают пояснений к тому, что понимали раньше!
– Отношение к Торе как к чему-то доступному обычному пониманию показывает, что люди не знают, о чем там говорится.
И хотя многое из того, что они как будто поняли при таком поверхностном прочтении, произошло в истории, – это потому, что наш материальный мир и духовный связаны между собой так же тесно, как ветви дерева связаны с его корнями. И то, что происходит в корнях дерева, находит свое отражение в ветвях.
– Поэтому возникает иллюзия понимания?
– Да. А на самом деле эта книга – совсем не об этом мире и не о наших состояниях. Потому ее внутреннее содержание без каббалистической трактовки остается под замком.
– В нашей главе и в «Мидраш раба» – «Великом комментарии» – рассказывается о том, как Авраам гостеприимно приглашал проходивших мимо его шатра путников отдохнуть, получив кров и обильное угощение.
О чем здесь говорится?
– Мы уже говорили, что во всем Мироздании есть две основополагающие силы, или два желания. Это Высшая сила, Творец, – которой присуще желание любить, дарить наслаждение, – и созданная Ею противоположная сила, желание получать наслаждение – творение.
Эти две силы мы будем для краткости называть желанием отдавать и желанием получать.
Каждый человек, постигающий духовный мир, будет проходить все состояния, описанные в Торе, в том числе, состояние, называемое "Авраам". Основным свойством, характеризующим это состояние, является особое отношение к окружающим, называемое каббалистами "милосердием". Мы уже говорили об этом в предыдущей главе.
– Кто эти путники, которые проходят мимо?
– Это его личные свойства.
– Как это понимать?
– Нам только кажется, что мир находится вокруг нас. На самом деле он – внутри. Творец, желая показать человеку его внутренние свойства, как бы вытащил их наружу и превратил в персонажей, разыгрывающих его внутреннюю драму.
Примерно то же делает Тора. Она в аллегорической форме, рассказывая о путниках, небе, звездах, растениях, животных, подразумевает различные человеческие желания и свойства.
– Пойдем дальше. У Авраама нет потомства.
– То есть, нет дальнейшего развития по ступеням раскрытия Творца.
Свойство "милосердие" в человеке – совершенно и самодостаточно. Какое дополнительное зарождение может возникнуть из этого совершенного свойства? Ему нечего в себе изменять! Это свойство не обнаруживает в себе никаких недостатков. А родить ведь можно только из ощущения нехватки.
В духовном развитии "рождением" называется присоединение к себе пробудившегося нового неисправленного желания с целью его исправления. Это и есть развитие. А если нового неисправленного желания не обнаруживается, то нет и намерения родить что-то новое. Поэтому надо встряхнуть "Авраама" и "Сару" для дальнейшего продвижения.
– Для этого приходят три посланника и предсказывают Аврааму продолжение его рода. В ответ
/12/ …САРА РАССМЕЯЛАСЬ ПРО СЕБЯ, СКАЗАВ: «ПОСЛЕ ТОГО, КАК СОСТАРИЛАСЬ Я, ОМОЛОДЕЮ? ДА И ГОСПОДИН МОЙ СТАР».
– То есть, они не представляют, как продвигаться дальше: «Откуда нам взять новые желания для исправления?». Смех возник от неожиданности происходящего, противоположности его тому, чего человек мог ожидать: «Как из меня может такое появиться?».
– Творец как бы говорит человеку, находящемуся в состоянии абсолютного милосердия, абсолютной доброты: «Из тебя родится потребность получения, эгоизм, зло. Вместо того, что ты сейчас ощущаешь, – сострадание, любовь к другим, – ты начнешь ощущать в себе нечто полностью противоположное».
Это просто невозможно себе представить.
– И вот у Авраама и Сары рождается сын, которого назовут Ицхак – «будет смеяться».
– Рождение сына – это рождение в человеке следующей духовной ступени.
– Речь идет о рождении нового свойства. И что человеку делать с этим новым свойством?
– Человек действительно не знает, что делать с этой огромной эгоистической силой, которая вдруг проявляется в нем. Ицхак является следующим после Авраама свойством, противоположным ему. И это необходимо для достижения цели. Потому что Авраам – это свойство, утоляющее, как вода: все для всех.
А Ицхак готов на все ради движения вперед. Он абсолютно прямолинеен и режет, как нож. С одной стороны, это свойство более грубое, чем Авраам; а с другой – оно более высокое, поскольку это следующая его ступень.
– Вы говорите, более высокое. Но ведь получается – был "хорошим", а стал "плохим".
– Это необходимая болезнь роста. Сказано в каббале: «Чем больше человек, тем больше проявляются его свойства» – и зла, и добра. Эгоизм больше – значит, и его различные проявления намного острее.
– Именно эта ступень необходима Аврааму на этой стадии развития?
– Конечно. Авраам – это легкая копия лишь с одного из проявлений Творца. Свойство Авраам, хэсэд, – основополагающее в движении к Творцу, но его одного не достаточно для самого этого движения. Нам надо собрать в себе еще и другие свойства. Авраам – это только первое из них.
Эта сила нуждается в дополнении. Ицхак – это тот же Авраам, только на своей следующей ступени развития. Он подрос и стал более многогранным.
– Но как из плюса может родиться минус?! Из одностороннего желания безгранично отдавать родилось противоположное свойство – желание получать?
– Находясь в каком-то определенном состоянии, мы не можем представить себе что-то противоположное. Нам и в материальной жизни трудно принять резкие перепады состояний. Как можно сегодня любить, а завтра ненавидеть, сегодня гневаться, а завтра прощать?
Мы не можем воспринять ничего выходящего за рамки нашей природы. До окончания духовного исправления, пока все эти свойства не соединятся в нас в одно единое свойство, мы не сможем понять ни себя, ни других.
В истории человечества каждое следующее поколение было в чем-то противоположно предыдущему. И поскольку мир развивается по экспоненте, в наше время разница между поколениями огромная. Мы не понимаем детей – они не понимают нас. А следующее поколение еще увеличит разрыв.
Так и должно быть в природе. Поэтому нечего удивляться, что дети противоположны нам, а внуки – им. Таков общий закон, действующий во всем Мироздании – и во внутреннем, духовном мире человека, и в материальном мире.
После двух противоположных духовных свойств – Авраама и Ицхака – должно произойти необходимое сочетание их. Поэтому следующая ступень – Яаков – является уже правильным и совершенным сочетанием этих противоположностей.
Мы все пройдем этот путь, поднимаясь точно по этим ступенькам – сначала каждый в себе, а затем и во всем человечестве.
– А готов ли мир развиваться духовно?
– К сожалению, мир пока еще думает об эгоистическом развитии. Несколько миллиардов человек, напичканные огромным эгоизмом и владеющие атомным оружием и ракетами…
Люди должны осознать, что человечество не сможет дальше существовать, если не поймет необходимости прийти к терпимости, взаимопониманию и согласию, к общему решению начать двигаться к сближению и объединению вопреки всем разногласиям.
– Но что заставит мир двинуться к объединению при всех неразрешимых противоречиях?
– Поскольку в материальном мире отражаются духовные процессы, – и в нашем мире рано или поздно должны проявиться свойства Яакова, объединяющего в себе эти противоречия.
– А в нашем мире праотец Яаков считается родоначальником народа Израиля.
– И потому именно на народе Израиля – носителе свойств Яакова, т. е., правильного сочетания, казалось бы, непримиримых противоположностей – лежит обязанность привести весь мир к объединению и миру.