Целая жизнь - как “день один” (2, М. Лайтман)
Уважаемые читатели, каббалистический комментарий к главам Торы лег в основу серии телепередач “Тайны вечной книги”. Эти передачи - их было более 500 - создавались на протяжении нескольких лет. А позже вышла книга в пяти томах с одноименным названием. Предлагаемая здесь публикация - лишь попытка предоставить вам возможность ощутить “новый вкус” Торы. Сегодня - глава “Берешит”.
Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы (МАК) беседует его ученик, известный сценарист и кинорежиссер, Семен Винокур.
- Сегодня мы начинаем читать Тору, вечную книгу, которая возникла задолго до всех современных религий, прошла сквозь все времена и, каким-то образом, касается каждого живущего.
- Абсолютно! Потому что она повествует о раскрытии Высшей силы человеку. О том, как Моше постиг Творца - то есть, ощутил явно, всеми своими чувствами, внутри себя. И это предстоит каждому живущему на Земле в свое время. Правда, постижение Высшей силы возможно ускорить, изучая науку каббала.
- Но зачем это мне и каждому?
- Закон развития, ничего не поделаешь. Избежать невозможно. Но можно пройти это процесс осознанно и тем самым избежать, насколько это возможно, множества катаклизмов и катастроф - и в частной жизни, и в общественной, и на межгосударственном уровне.
- Значит, какие бы картины ни разворачивались перед нами во время чтения Торы, речь всегда, без исключения, идет только о раскрытии Высшей силы? Итак, глава “Берешит” - “В начале”. Начало начал! Дух захватывает от этой картины!
/1/ В НАЧАЛЕ СОТВОРЕНИЯ ВСЕСИЛЬНЫМ НЕБА И ЗЕМЛИ, /2/ КОГДА ЗЕМЛЯ БЫЛА ПУСТА И НЕСТРОЙНА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ, А ДУХ ВСЕСИЛЬНОГО ПАРИЛ НАД ВОДОЮ, /3/ СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ДА БУДЕТ СВЕТ»; И СТАЛ СВЕТ. /4/ И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СВЕТ, ЧТО ОН ХОРОШ, И ОТДЕЛИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СВЕТ ОТ ТЬМЫ. /5/ И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СВЕТ ДНЕМ, А ТЬМУ НАЗВАЛ НОЧЬЮ. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ОДИН.
- О чем здесь идет речь?
- В главе “Берешит” говорится о том, что Высший свет, то есть Высшая сила, свойство которой абсолютная отдача и абсолютная любовь, создала творение. Что же это за творение? Если эта сила отдачи, то, что она могла создать? - Силу получения, желание получать.
Все названия, понятия, все имена в Торе - это определенные свойства человека, определенная комбинация силы получения и силы отдачи, силы эгоизма и силы света. Например, “земля” означает желание получать, “вода” - желание отдавать.
- Одна сила создала другую?
- Да, и они вместе существуют, одна сила в другой. Сила света, Творца, создает на себя, как бы, оболочку – силу получения, желание наслаждаться тем, что исходит от Творца. Вот эта “конструкция” и есть все творение. И все, о чем мы потом читаем в Торе, говорится о связи и всевозможных взаимодействиях этих двух сил.
- Это и есть вся картина мироздания? Ничего больше нет, только эти две силы?
- Но Высшая сила создает нас, то есть желание получать, с определенной целью. Изначально Замысел Творения состоит в том, чтобы довести желание получать (впитывать, поглощать, наслаждаться) до абсолютного наполнения, до абсолютного совершенства, до абсолютного подобия своему Создателю. Вот это и является программой творения, четкой программой нашего развития - постадийно, выверено, однозначно. И все, что происходит затем - вместе с нами, и в нашем мире, и во всех высших мирах, до конца всего творения - является исполнением изначального Замысла.
- То есть, я и любой из нас, это - сила получения, которая проходит определенное развитие. Вы не раз говорили в разных интервью и беседах, что Тора, с этой точки зрения, написана про каждого из нас. Что это “ораа” - “инструкция” нашего развития. И что читая ее, я должен постоянно напоминать себе, что в ней, в аллегорической форме, речь идет обо мне, о том, что я чувствую, какие силы во мне действуют. Но как можно ощутить, применить к себе такие грандиозные понятия, как “день”, “ночь”, “вечер”, “утро”? Можно ли сказать, что такое “день и ночь” внутри человека?
- Иногда человек говорит: “Вся жизнь для меня – сплошная тьма”. Это ведь не потому, что вокруг него темно? Может светить тысяча солнц, а для меня - тьма. Мне, внутри себя, недостает внутреннего моего света, внутреннего наполнения. Или, наоборот, “В моей жизни мелькнул луч света”, - говорим мы. То есть, пришло к человеку какое-то наполнение, наслаждение, раскрытие. Именно внутренние ощущения имеются в виду, а не физические свет и тьма. Кстати, заметь, в Торе говорится об этом еще до создания светил - солнца и луны.
- А когда говорится “И был вечер, и было утро: день один”, что имеется в виду?
- “Вечер” (эрев) на иврите от слова “леhитарвев””, то есть «смешиваться». Когда в человеке смешиваются состояния понимания, непонимания, хорошего, плохого, он не понимает, что и где? Вот из этих спутанностей он входит в “тьму”, в “ночь”. И когда он проходит эти спутанности и тьму, в нем постепенно-постепенно рождаются новые ощущения к свету. И поэтому - “и был вечер, и было утро”. После “вечера”, после “тьмы” приходит наполнение, понимание, и этим заканчивается один из циклов - “день один”. Так мы всегда и развиваемся: от каких-то сумерек, непонимания, и - “утро”, озарение. И снова что-то не понимаем, затем разбираемся, и - следующий раз.
Но Тора - это каббалистический источник. Здесь это еще глубже. “День один” - это ступенька, как бы озарение, какое-то раскрытие - при помощи света - свойства отдачи и любви, после спутанностей и поиска ответов на вопросы : “Кто я? Для чего создан? В чем смысл моей жизни?
- Человек уже начинает ощущать в себе две силы: силу отдачи и силу получения?
- Он начинает постигать их, исходя из своих внутренних свойств. То есть, изменяя себя все время, он и проходит первый день, второй день, третий день творения. Это не дни нашего мира. Это может занять месяцы, пока человек переходит из одного состояния в другое. Постепенное вот такое углубление в систему творения происходит в человеке только в мере его внутреннего изменения.
- И только тогда он начнет постигать глубину Торы, выясняя, что скрывается за понятиями “Адам”, “Ева”, “Змей”, “Ад”, “Рай” - обо всем, о чем повествует Тора?
- Верно, в дальнейшем, в наших беседах, мы будем говорить и об этих понятиях. На уроках каббалы мы это выясняем очень постепенно и на протяжении длительного времени. Вот, хотя бы, первое слово Торы и нашей главы : “В начале сотворения Всесильным неба и земли…” - “В начале”...
- “Берешит” (בראשית) - на иврите.
- Да, “Берешит”. Есть книга, которая называется “Тикуней Зоар” - “Исправления Зоара”. Это не исправления книги “Зоар”, это исправление человека. В ней говорится о постижении сил Творения и правильном их использовании для того чтобы подняться к Творцу. Так вот, вся эта книга построена на комментарии слова “В начале”. Вся! Трактуется только это слово, потому что кроме него, в принципе, нет ничего. А затем все, что сказано в Торе, это дополнение и расшифровка этого первого слова.
“В начале” - это первая ступень в постижении Высшей силы. Важно понять устройство это ступени, ее природу, как ты можешь ее осилить. А потом уже следующие ступени будут тебе абсолютно ясны.
Объяснить нам разницу между нашим существованием и первой духовной ступенью - это самое главное. Она - самая основная, кардинальная, основополагающая, потому что человек не представляет себе, как он должен измениться.
- Почему так сложно? Человеку трудно это воспринять?
- Ну, вот...Не знаю...Ну, вот ты можешь объяснить находящемуся в утробе, что существует иной мир, непохожий на те околоплодные воды, в которых он сейчас находится? И что в том, другом, мире живут люди, много людей? Они между собой общаются, разговаривают, что-то строят, страдают, радуются? Ты можешь объяснить находящемуся в утробе, у которого есть, в принципе, есть все необходимое на его уровне, что существует нечто иное?
Так вот, мы находимся в еще более “отсеченном” от духовного состоянии. Потому что находимся в разных, противоположных свойствах с силой, которую хотим постичь. Находящийся в утробе – это человек, только он еще не родился, он существует с помощью высшего организма – матери. А затем, родившись, он перейдет на следующую ступень развития, но это все - по одной прямой.
А чтобы взойти на духовную ступень, ты должен абсолютно себя изменить: все свои “плюсы” - на “минусы”, все свои подключения, все свои осознания, все свои решения с “ради себя” - на “ради отдачи”, “ради других”, на “возлюби ближнего, как себя”, и так далее. Это и есть “В начале” - “Берешит”, самое трудное для понимания и освоения.
- А потом?
- Следующие ступени - они все подобны. Там просто идет накопление знаний, осознание, понимание, раскрытие мира. Потом - это уже просто чудесное путешествие, но оно происходит по тем законам и в тех свойствах, которые ты освоил и приобрел “В начале”.
- Значит, когда мы просто открываем Тору и читаем ее как обычно, считая, что приобщаемся к “духовному”, то это...
- Нет, нет и нет. Мы - абсолютно не в этом. Мы не то, что “не знаем” - мы не представляем себе этого! Потому что для нас “духовное” - это что-то, существующее в каких-то наших земных образах, только витающее где-то там, в каком-то пространстве.
На самом деле, нет пространства, нет перемещения, нет времени. Духовное - это то, что мы постигаем в свойстве отдачи, которого у нас нет вообще! Совершенно!
Только когда я начинаю перестраивать себя на свойство отдачи, я начинаю видеть мир совершенно иным. Он проявляется не во мне, а вне меня. И когда я его начинаю ощущать вне себя, тогда я начинаю чувствовать по-настоящему мироздание, которое сейчас для меня абсолютно закрыто.
Сейчас я ощущаю только то, что попадает в мои пять “животных” органов чувств. Если я меняю направление, я начинаю ощущать мир, какой он есть, без моего возмущения. И вот это и называется Высший мир.