Выбор предопределен мозгом
Профессор нейрофизиологии Калифорнийского университета Бенджамин Либет в результате исследований еще в 1973 году сделал такое заключение: все решения, выбор, предпочтения человека заранее предопределены, тогда как наш разум включается для осознания их уже после того, как мозг принял решение.
Это наблюдение подтверждается и другими нейрофизиками, которые также утверждают, что наше сознание всегда живет уже прошедшим моментом, то есть наше сознание воспринимает и осознает решения, принятые мозгом, только через полсекунды после того, как оно уже свершилось. Наше сознание - это своего рода “монитор”, отражающий решения, принятые мозгом. Таким образом, роль свободной воли в принятии нами решений мизерна.
Иными словами, все, что мы воспринимаем из окружающего мира, на самом деле происходит уже не в настоящем времени, наше сознание осознает воспринимаемое только через полсекунды после того, как оно уже свершилось. Бенджамин Либет проводил свои исследования на пациентах, которым предстояла операция на мозге, но которым еще не был введен наркоз, то есть когда пациенты находились еще в сознании. Либет прикасался к рукам пациентов, пуская слабый разряд тока, чтобы вызывать раздражение нервных окончаний. По условиям эксперимента, пациент должен был всякий раз тотчас нажимать кнопку, едва лишь почувствует прикосновение. Выяснился поразительный факт: сознание пациента не реагировало на раздражение или сигнал от кнопки в течение почти 0,5 секунды. Бенджамин Либет после проведенных многочисленных исследований пришел к такому заключению: все ощущения и восприятия передаются в мозг. В тот период, пока эти ощущения анализируются и оцениваются в подсознании, собственно сознание человека еще ничего не осознает и не ведает. То, что воспроизводится в нашем сознании, вернее, та информация, которую мы уже начинаем осознавать разумом, посылается в подкорку мозга, кортекс, место, где находится разум, значительно позднее того, как эта информация поступила в мозг или свершилась.
Результаты, которые стали очевидны в ходе исследований, можно резюмировать следующим образом: решение совершить какое-либо движение принимается мозгом до того, как мы сами решим его сделать, иными словами, мозг опережает нас самих.
Между нейрологическим процессом, процессом восприятия, и процессом их осознания нашим разумом, всегда существует опоздание. Мы можем получить информацию о решении и осознать его только после того, как оно уже принято за нас нашим мозгом.
В ходе экспериментов профессора Бенджамина Либета было установлено, что это опоздание колеблется от 350 до 500 миллисекунд, однако важен сам факт: сознание включается всегда позднее, так что величина времени опоздания уже не имеет никакого значения. Поскольку, согласно Либету, пока существует это опоздание, каким бы большим или малым оно ни было, час или микросекунда, мы все время переживаем материально осязаемый миг, который на самом деле уже в прошлом. Все это приводит нас к поразительному заключению: каждое чувство, мысль, восприятие или же любое наше движение и действие совершается нашим телом еще до того, как мы осознаем его. Иначе говоря, это доказывает, что наше будущее также находится вне нашего контроля.
В других экспериментах профессор Бенджамин Либет, исследуя пациентов, предложил им шевелить пальцами, когда они сами того захотят, и стал наблюдать на самом мозге, когда пациент совершает движение пальцами. Его внимание было приковано к самому мозгу, и оказалось, что прежде чем пациент решал пошевелить пальцами в мозге приходили в действие соответствующие клетки и начинали реакцию, а потом уже пациент решал пошевелить пальцами. Иными словами, человеку поступает команда “сделай”, мозг готовится к совершению команды и совершает ее, и только через 0.5 секунды человек понимает, какое действие совершено. То есть не человек совершает действие, которое он сознательно решил совершить, но, более того, человек совершает действие или получает некую мысль, которые предопределены для него заранее. Однако мозг, производя некую операцию корректировки времени, словно бы устраняет для человека чувство опоздания, задержки сознательного процесса. С убъективное впеча тление, возникавшее у пациентов, позво ляло им утверждать, что не было вообще никакой задержки. Таким образом, говоря “сейчас”, мы на самом деле переживаем событие, определенное для нас в прошлом. Как видно, и в этой области исследований наука приблизилась к осознанию истинности Божественного повеления, ниспосланного нам в 30-ом аяте Суры “Человек”, которая гласит, что все в этом мире свершается по воле и предопределению Аллаха, установленному для каждого из людей.