Ученые поняли, почему дураку всегда везет
Ивану-дураку даже медведь рад помочь.
О том, что в сказках правда, а что ложь, рассказывает филолог Марина Князева.
Сказок было миллиарды, но до нас дошло лишь то количество, которое прошло проверку поколениями людей. Если сказка две тысячи лет шла по дорогам, от деревни к деревни, передаваясь из уст в уста, и дошла до нас, значит, она несет в себе самое глубокое знание. Почему дураку в России всегда везет? Почему русский царь всегда немощен и глуп? Какой путь избрать витязю на распутье, чтобы стать победителем? На эти вопросы отвечает кандидата филологических наук, специалист по психологии культуры Марина Князева.
КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Великий философ Карл Юнг говорил, что, как во сне напрямую проявляет себя бессознательное «я» человека, так в сказке проявляет себя коллективное бессознательное народа. Сказка - это кодовый язык, шифр нации. И глупит она нарочно, потому что должна быть общедоступной.
- Всякая сказка начинается с того, что герой отправляется в путь, - рассказывает Марина Леонидовна. - Герой западных сказок - затем, чтобы состояться в этой жизни: получить профессию или найти клад. Это целеустремленный герой с направленным движением. Если кто-то попадается ему на пути, он быстро его побеждает и идет дальше к цели. Западный герой хронометрирован. Потому что механизм выживания его нации - это идея личного преуспевания.
Наш же герой отправляется в путь со странными задачами типа пойти туда, не знаю куда, чтобы принести то, не знаю что, либо найти человека глупее себя. Его импульс движения - самопознание. Наш герой всегда отвлекается по пути: то яблоне поможет сбросить плоды, то печи освободиться от пирогов. Этот принцип нецелеустремленности и жалостливости - наша культурная установка. В русских сказках стоит задача выживания не личного, а «кустового», и поэтому герой помогает всем, а потом ему помогают справиться с серьезной проблемой то медведь, то лисица, то муравей. Только соединившись, можно решить проблему. Вот вам механизм русской соборности: русский обретает свое «я» в чужой судьбе.
ВЕЗУЧИЙ ИВАН
- Почему русскому дураку всегда везет, во всяком случае – в сказках?
- Дурак - это прежде всего собственное русское народное имя, такое же обычное, как Боже или Мужик. А Иван - греческое имя. То сеть Иван- дурак - двоеверное название человека.
Есть в сказках истинный дурак, маменькин сынок, послушно следующий ее советам, не смотря на то, на свадьбе он находится или на похоронах. Помните, он говорит безутешным родственникам у могилы: «Таскать вам, не перетаскать»? Все остальные дураки - ложные.
Они не имеют презумпции своей правоты и всезнания. Ведь умным мы считаем того, который приходит в мир со своим знанием и знает все наперед. Вот братья идут выручать свою мать и попадают на распутье трех дорог, умные братья выбирают хорошее - жениться. Встречают прелестную девицу, она их кормит-поит и сбрасывает в подвал. А у Ивана нет мысли, что он самый умный и что он должен получить лучший кусок, поэтому у камня он выбирает «направо пойдешь - жизнь потеряешь» и в итоге оказывается победителем. Ведь Иван не ставит целью получить царевну и все царство в придачу, это всего лишь побочный результат его движения. Мораль: за большее благо - высокая цена. Выигрывает тот, кто больше ставит на кон.
По пути Иван встречает старичка, который дает ему мудрый совет, то есть Иван-дурак обладает даром слушания. Умный же сам все знает, поэтому и гибнет. Знание и сила в сказке расщеплены. Мудрость - бездейственна, она накоплена или в старике, или в царевне-лягушке или в Коньке-горбунке. И они передают ее Ивану. То, что выдает себя за ум - это и есть как раз глупость.
- Всех русских богатырей тоже можно считать дураками, потому что они простодушны, как дети?
- Да, ведь истинная сила, по сказке, бесхитростна. Вспомните - богатырь побеждает в схватке, а затем его уничтожают хитрые противники и приписывают себе его победы и получают его награды. Почему? По русской сказке так - сила и хитрость не соединяются. Тот, кто совершает подвиг, не хитрит. Это и есть разгадка формулы «почему дураку везет».
ГЛУПЫЙ РУССКИЙ ЦАРЬ
- Почему русский царь в сказках всегда немощен и глуп?
- Этим сказка поднимает такую ценность как самостоятельность человека. Хороший - значит самостоятельный. А царь зависим от своих подданных, поэтому его все обманывают. Глупый царь - инфантилен. Как капризный ребенок, он жесток, недалек и совершает нелепые поступки. Он хочет жениться на девице - красе, но сначала испробует Ивана в кипящей воде. Иван выходит красавцем, а царь сваривается. Потому что Иван прошел все трудности, которые его психически закалили, поэтому и кипяток ему нипочем. А царь погибает, потому что сказка не любит инфантильных.
- А в другой сказке царь наказан тем, что его дочь царевна-Несмеяна. Почему?
- Эта депрессивная девушка - признак наследственного вырождения всех великих царских родов мира. Почему Иван вылечивает Несмеяну? Здесь получается такой обмен - не Иван получает в приз царство и невесту, а царь получает в приз здоровые народные гены. И этот брак спасает царскую семью от вырождения, а страну - от смуты. Это скрытая форма героизма.
- Исторические параллели с русской историей слишком прямые.
- Но так и было. В России практически не было здоровых царей. Здоровые цари закончились на Василии III, сыне Ивана Васильевича III. Иван Васильевич Грозный был просто патологическим мальчиком: в 11 лет сбрасывал с колокольни кошек и собак, и с любопытством наблюдал казни бояр. Его женили в 16 лет, чтобы справиться с его агрессией. На немощном Федоре Ионавиче, этом несчастном трагическом существе, в 1598 году кончились Рюриковичи - линия киевских князей. Параноик Борис Годунов кончил тем, что его тело было вытащено из Успенского собора, и над ним надругалась толпа через месяц после его смерти. За Михаила Федоровича Романова фактически правил отец Филарет. После тишайшого Алексея Михайловича нам повезло, что появился самородок - гениальный Петр I. Но мы знаем об его нервном тике и вспышках ярости. На свои реформы он положил две трети России. Екатерина I не долго царствовала, ее страстное желание цивилизовать страну кончилось тем, что она приобрела психические дефекты. На этом кончаются Романовы. Анна Иоановна - болезненна, тщеславна, неумна. Годы правления Елизаветы Петровны - это эпоха Ломоносова. Я уж не говорю о всех главах в наше советское время. Но не будем забывать, что и Николай II - личный виновник того, что произошло в 1917 году, потому что он был нездоровым человеком и не мог потянуть страну. И родил наследника больного - потому и возник Распутин.
- Возникает ощущение, что в нашей истории не было ни одного здорового правителя.
- Россия ломает людей: эта страна несоизмерима с единичной человеческой волей. Только в России так тяжела шапка Мономаха.
О ПРАВДЕ И КРИВДЕ
- Какая сказка актуальна сегодня?
- Сказка о правде и кривде, где два мужика поспорили о том, как правильно жить. Сначала, как водится, - соцопрос на дороге. Купец: «не обманешь - не продашь», поп по правде тоже прожить не может. Потом в путь-дорогу отправились. Тот мужик, что по кривде живет, чего-нибудь да и промыслит - то хлебца, то сальца. А правдоискатель - голодый: «Дай кусочек - я тебе все, что хочешь отдам». Кривдоискатель дал и глаз выбил, позже он так же и второго глаза лишил компаньона. Засмеялся и бросил мужика на дороге. Так он доказал правоту кривды - мы в России сейчас находимся в этой точке.
Дальше мужик ползет в лес, встречает старика, который помогает ему прозреть, и указывает дерево, на котором собираются духи. Под этим деревом правдоискатель узнает, как вылечить царскую дочь: надо принести икону Смоленской божьей матери, которая у одного купца на воротах висит. Наш мужик идет к купцу, честно за три года отрабатывает эту икону, вылечивает дочь, женится, становится царем. Едет он однажды в своей царской карете и видит своего соседа - кривдоискателя. Он также беден и работает на том же поле. Наш мужик рассказывает ему свою историю. Тот бежит под то же дерево, где живут духи, и те разрывают его на части.
Мораль: по лжи можно просуществовать, но на своем же низком уровне, а для того, чтобы получить суперприз, надо большое страдание претерпеть и сохранить верность своим убеждениям.
Россия сегодня как витязь на распутье: налево пойдешь - вернешься в советское прошлое, прямо - пойдешь по колониальному пути развития, направо - станешь самобытной державой. И при этом выборе нельзя забывать народную мудрость сказки: чем страшнее выбор, чем больше ты готов отдать, тем больше выигрыш.