Дополнительно: Предисловие к книге: Лениград 70-х. Жизнь Тоши - детство, юность, становление на путь, образование группы...

Из предисловия к книге:

Александр Воронов

В этой книге рассказывается об уникальном явлении в духовной жизни Петербурга (тогда Ленинграда) второй половины XX века - о Тоше.

Есть различные методы оценки масштаба личности и результата ее деятельности. На наш взгляд, один из наиболее объективных методов - это резонанс, который она производит.

Среди духовных искателей Петербурга до сих пор никто не может сравниться с Тошей по глубине влияния, которое он оказывал и продолжает оказывать.

Очень интересно наблюдать, как Кунта Йога обрастает легендами о своем древнем происхождении. Находятся люди, которые утверждают, что они знают истинных, тайных учителей Кунта Йоги, или читали древние манускрипты с описанием этих знаков. По стране в свое время разошлось большое количество очень плохих копий этих символов, и встречались самые фантастические варианты начертания и применения знаков Кунта Йоги.

Живая история становится легендой, но при этом очень хочется, чтобы хоть частичка реальной истории все-таки сохранилась, т.к. она гораздо интереснее и поучительней всех домыслов, которые закономерно возникают потом. История, рассказанная в этой книге, произошла во времена "застоя", и это неизбежно повлияло на весь ход описываемых событий.

Если современные маги, целители и экстрасенсы в основном предлагают различные способы достижения успеха на работе и в быту, то в брежневские времена обстановка была такова, что рассчитывать на реализацию своих возможностей не приходилось. Каждому была гарантирована зарплата в 110 рублей и неизбежность голосования "за" на общих профсоюзных собраниях. Интеллигенции было "положено" любить лес и песни Высоцкого. Это было страшное время духовной нормативности и даже нормативности духовного бунта, если кто-то на него отваживался.

И в этой атмосфере постепенно стали прорастать ростки свободомыслия. На наш взгляд, эти ростки не были связаны, например, с движением диссидентов, которое тоже было по-своему нормативно. Диссиденты нормативно ругали прогнивший социализм, мечтая об обеспеченном капитализме. Это стремление к свободе в первую очередь стало заметно в зарождающейся рок-культуре, в песнях Макаревича, Гребенщикова, Юрия Морозова (бывшего участником тошиной группы), Виктора Цоя. Это были чистые песни о любви, о мире вокруг нас, о жизни и смерти.

В это же время через "самиздат" стала распространяться литература о Хатха Йоге, медитации и различных "сиддхи". Появился сначала "Понедельник начинается в субботу", а затем и "Альтист Данилов". Стало казаться, что это и есть выход из тупика обыденности, что цель так близка, что достаточно постоять на голове и посидеть полчаса в медитации, и ты уже не раб своих жизненных обстоятельств, а "супермен", тайный маг и волшебник.

Так возник еще один способ ухода от окружающей действительности в иллюзии воображаемого мира собственных фантазий.

В такой обстановке в Питере появился Тоша. Он просто отказался играть в чужие игры, он захотел быть таким, какой он есть на самом деле. И в этом был его подвиг. Все, что он сделал, и резонанс, вызванный им, во многом определяется именно этим.

Изнутри ребятам казалось, что они живут в изоляции от социума, что люди, которые к ним приходят, - это обычная "тусовка", что не происходит ничего особенного, но это было далеко не так.

О них знали все, кто был способен обращать внимание на что-то необычное, неординарное в городе.

Про Тошу и его друзей стали распространяться легенды, часть из них вы можете найти в книгах Влада Лебедько, посвященных "российской саньясе". Тоше не надо было заявлять, что он гуру или просветленный для того, чтобы к нему пошли ученики. Просто он был другим, и это было видно сразу. Люди приходили к нему, пили чай и оставались с ним навсегда.

Поразительно, что техники, применяемые Тошей и его группой, по сути, носили тантрический характер, несмотря на то, что литературы по тантре тогда не было, и в Индию никто не ездил. Это означало, что Тоше прямо передалось это знание, возможно дошедшее из глубокой древности, или же он "вспомнил" его как часть своего прошлого опыта. Источник, открытый им, действует и поныне.

В Индии существует понятие "санатана дхармы", или "вечной дхармы" - некого универсального свода эзотерических знаний, тысячелетиями передающихся из поколения в поколение. Действие санатана дхармы не ограничивается одной страной и может проявляться в разных точках мира через избранных носителей. Неудивительно, что такие носители появлялись и в России, близкой Индии по духу и внутренней устремленности.

Конечно, нужно помнить о том, что в отличие от Индии, где древние традиции сохранялись веками, и где искренний духовный поиск всегда был в почете и имел социальную поддержку, в душной атмосфере 80-х искателям истины приходилось туго. Не только потому, что надо было думать о хлебе насущном, но, прежде всего, в силу отсутствия какой-либо правильной информации и руководства опытных старших.

Поэтому история Тоши и его усилия во что бы то ни стало пробудить сознание и найти источник живой энергии среди "свинцовых мерзостей жизни" России начала 80-х уникальны. Если вспомнить древнюю тантрическую классификацию, то, согласно ей, Тоша - безусловно "герой" (на санскрите вира), без страха и сомнений следующий выбранному пути. Тот путь, по которому ребята стремились идти - путь естественного спонтанного проявления своей внутренней сути, своего творческого начала. Такой путь на Востоке считается кратчайшим, быстро приводящим к реализации. Известный пример такого пути - это индийские и тибетские "безумные йоги".

Их поведение выглядит ненормативным, но оно всегда направлено на достижение наилучшего результата, который возможен в данной ситуации. Техники короткого пути всегда считались на Востоке тайными и до последнего времени никогда не публиковались открыто. Это связано с тем, что самому очень трудно отличить спонтанность от распущенности, творческое поведение от проявления скрытых пороков и комплексов. Для этого очень важен наглядный пример такого поведения и длительный контроль учителя, которому ты доверяешь.

Как правило, в некоторых традициях к таким техникам допускали после так называемого "темного ритрита", освобождающего человека от Эго, от заложенных в нас обществом поведенческих программ. В свою очередь, "темный ритрит" был возможен после десятка лет практики под руководством Учителя. Тоша и его друзья шли "напролом", им не у кого было учиться. С этим связаны как их уникальные результаты, так и те проблемы, с которыми они столкнулись. Очень важно помнить, что полная свобода и естественность поведения предполагает и полную безусловную ответственность за свои поступки, что истинная спонтанность никогда не приводит к разрушению или дисгармонии. Все это было трудно понять в 20 с небольшим лет, отсюда и большинство проблем этой группы.

Книга Ильи Беляева - единственная работа, которая позволяет составить представление об этой истории. В ней многое осталось за кадром, но Илья честно пишет только о том, что он сам видел и пережил, о своей собственной истории общения с Тошей, не пытаясь пересказывать чужие впечатления. В этом основная ценность этой книги.

Импульс, данный Тошей, помог Илье не останавливаться в его духовном поиске и познакомиться с другими традициями и учениями, которые дали новый взгляд на произошедшее 20 лет назад. К сожалению, сохранилось далеко не все, что было сделано Тошей. Большинство сохранившихся материалов размещено на сайте www.kunta.narod.ru

Знаки и мантры Кунты продолжают работать и привлекать внимание как живые инструменты йоги. Хочется, чтобы эта история не забылась, чтобы на этом примере люди учились стремиться не к достижению меркантильных результатов за счет различных "сиддхи", а к творческой свободе личности и к подлинной духовности.


Жизнь Тоши - детство, юность, становление на путь, образование группы...

Источник
Чтобы лучше понять Тошу и события его короткой, но удивительной жизни, нужно погрузиться во время, когда все это происходило. В 1964 году к власти в Советском Союзе пришел Брежнев, и началась эпоха, именуемая «застоем». Длилась она два с половиной десятилетия. Это был период экономической и политической стабильности, когда каждому была гарантирована работа и средняя зарплата. На работе и в быту процветали застолья, а по телевизору показывали «Голубой огонек» или фильмы про Шурика. Обои были в цветочек, вино – плодово-ягодным. Жизнь казалось тихой и мирной, как зеленая лесная поляна.

Но мы знаем, что красивые лесные поляны часто оказываются болотами. При видимом благополучии застой все же был несвободной эпохой. Большинство людей жили согласно принципам партии и не задумывались о существовании чего-то другого. Тем же, кто задумывался, жилось несладко. За инакомыслие в то время легко можно было попасть в сумасшедший дом или получить другие неприятности.

Официально все духовное считалось несуществующим. Конечно, были секретные лаборатории, где изучались подобные явления, были ясновидящие, работающие на правительство. Но большинство людей были очень далеки от сверхъестественного и с подозрением относились к духовным искателям. Книг по эзотерике не было в продаже. Избранные смельчаки, которые все же где-то их доставали, рисковали, потому что за чтение подобной литературы могли уволить с работы или исключить из учебных заведений. Целители, экстрасенсы, ясновидящие, как правило, не афишировали свои способности.

Одним словом, серьезно заниматься духовными практиками в то время было опасно и сложно.

Вот в такой обстановке родился Тоша. Это произошло 21 января 1957 года в холодном, окруженном лесами и озерами Сыктывкаре. Семья его была совершенно обыкновенной. Мать — русская, отец – коми. У него был старший брат, внешне очень на него похожий, но никакими особыми способностями не отличавшийся. Сейчас он работает водителем грузовика и никакого интереса к эзотерике не проявляет.

Тоша был необычным с детства. В школе он считался местным вундеркиндом. К примеру, он читал книги со скоростью переворачивания страниц, а потом мог рассказать наизусть любой абзац. С одноклассниками особо не общался, был замкнутым и молчаливым.

Когда ему было 12 лет, он нашел утонувшего голубя и смог оживить его, держа в руках. Это было первое маленькое проявление его большого дара.

После 7 класса его перевели в школу для особо одаренных детей в Ленинград. А в 18 первый раз отправили в дурку. Причем сдали его туда родители, когда он приехал из школы домой. Очень уж сильно Тоша отличался от остальных, и его сочли шизофреником.

Чтобы лучше понять, что он пережил там, можно просто описать один из методов лечения: больному кололи инсулин, от чего сахар в его крови понижался настолько, что человек впадал в кому. Первый раз пациента держали в коме от 3 до 5 минут и откачивали глюкозой или адреналином. Постепенно время пребывания в коме увеличивали до 35-40 минут. В «курс лечения» входило около 30-40 таких «процедур», а также обильное откармливание. В день пациент мог прибавлять в весе по килограмму. Сознание притуплялось до такой степени, что больные зачастую не могли даже есть самостоятельно. Один из знакомых Тоши после такого «лечения» видел мир только в черно-белом цвете. Зато шизофрения, по мнению медиков, отступала.

Тоше удалось сбежать из дурки. Опухший, но в целом легко отделавшийся, он вернулся в Ленинград и поступил в Университет на биологический. С родителями он больше не общался и в Сыктывкар не ездил.

Проучился в Университете он всего лишь год, хотя учиться ему нравилось и учился он хорошо. Исключили его за чтение нелегальной литературы.

Тоша начал путешествовать автостопом по всему Союзу, встречаясь с целителями и прочими интересными людьми. В этот период и произошло его преображение. По легенде, это произошло после того, как он покрестился – совершенно самостоятельно, следуя порыву сердца. Просто двадцатилетний Тоша поехал в лес, а там ему захотелось окатить себя водой из речки. После этой процедуры на него, по его словам, и снизошло — глаза загорелись необычным огнем, а сверхъестественные способности проявились в полной мере. На него сошел поток особой энергии, которую он связывал его с Христом. Христос вообще занимал в мировоззрении Тоши особое место – он его видел, чувствовал и называл своим «начальником».

Когда Тоша вернулся в Питер, он собрал группу единомышленников. Она возникла не сразу – просто Тоша притягивал людей. К нему заходили на чашку чая – и оставались навсегда. Он жил обыкновенной жизнью – спал, ел, гулял, иногда отвечал на вопросы, которые ему задавали – и люди бросали работы (а в те годы и за это арестовывали!) и семьи, чтобы хоть немного прикоснуться к миру, который они видели в его глазах. Простое пребывание с ним рядом меняло сознание. В тот период Тоша еще никого ничему не учил, просто своим существованием доказывал реальность Духа.

Чудес в общепринятом смысле этого слова он творил мало, разве что в целительстве, которым в тот период интенсивно занимался. Тоша целил как потоком энергии, проходящим через руки, так и при помощи Кунта – йоги. Это йога магических символов. Знания об этих символах, как он говорил, сами пришли к нему во время одного из его путешествий. Он просто увидел их в воздухе над собой, когда сидел на берегу Ладожского озера. Каждый из этих символов имел определенную магическую силу. Бумажка с нарисованным на ней символом Кунты лечила, снимала боль, могла разрешить сложные жизненные ситуации и воздействовать на сознание смотрящего на нее человека.

Тоша также легко мог читать мысли людей и предсказывать события, но в целом не был склонен демонстрировать свои возможности. О сверхъестественном он говорил очень редко, хоть на вопросы отвечал.

В нем было много нормальности. Он любил Led Zeppelin и хорошие джинсы, мечтал об однокомнатной квартире, курил. Тоша был женат, у него была маленькая дочь – хотя семья не имела для него большого значения. Но также он мог обходиться без еды и воды, жить в палатке на морозе по полгода и разрушать камни, нажимая на них пальцем. У него было отличное чувство юмора, хорошо подвешенный язык и кошачья грация.

Дни он проводил, исцеляя, рисуя, «принимая свыше» текст под названием «Сутра Короны», а также просто попивая чай. Спал несколько часов в сутки, обычно с восьми утра до полудня. Отличался редким спокойствием и главное – свободой. Он никогда не делал того, чего делать не хотел – не работал, не учился и даже паспорт выбросил, потому что не хотел стричься для фотографии на него.

Поначалу группа была совсем маленькой – в нее входили Илья Беляев, Джон (Вадим Черных) и Ганс (Сергей Илюхин). Это Тоша дал участникам такие клички. Кстати, «Тошей» он тоже назвал себя сам.

Уже вскоре численность группы возросла до 20 человек. В ней были и мужчины, и женщины. Материально они обеспечивали себя целительством, а жили на разных квартирах – куда пускали.

Тоша считал, что соприкосновение с духовной энергией, проводником которой он являлся, лучше любых слов и медитаций меняет сознание человека. Он «подключал» своих учеников к этому потоку, а они в свою очередь передавали его людям, которых целили. Таким образом образовывалась некая цепь, «резервуар» духовной энергии, ускоряющий ход эволюции в России. Тоша считал, что именно в нашей стране, где сочетаются западный и восточный менталитеты, возникнет новая духовная традиция. Его группа – представители новой эзотерической школы, и их миссия – вести людей к свету.

Деятельность группы — с этим все сталкивались сразу – была и романтичной, и опасной. Тоша считал, что на всей планете постоянно идет борьба сил Света и Тьмы. Как только где-то возникает средоточие сил Света, силы Тьмы начинают свою охоту на них. Эту «охоту» участники группы чувствовали постоянно. Агрессия на улицах, охота КГБ и вполне реальные атаки нечистой силы были постоянными их спутниками.

Чтобы защитить своих учеников, Тоша тренировал их. Каждый день члены группы практиковали Хэйки (энергетическая борьба), но это не всегда помогало. Илья Беляев, один из ближайших сподвижников Тоши, написавший позже об этих событиях книгу «Острие Кунты», вспоминает, что в тот период они неоднократно сталкивались с различными проявлениями Темных Сил. Самым ярким их представителем был Князь (так его называл Тоша). Князь (он же Сатана), по версии Тоши, был его старшим братом, и они вели войну.

Тоша учил своих учеников не только борьбе с нечистой силой, Кунта-йоге, Хэйки и целительству. Он разработал систему психотехник, меняющих сознание человека. К примеру, одной из этих психотехник была Диса. Суть этой техники кажется совсем простой – нужно просто делать только то, что хочешь в данный конкретный момент. Хочешь – сиди, хочешь – стой, хочешь – лай. Если хочешь сделать гадость – вперед, но только с полной самоотдачей. Следуй внутреннему импульсу. Поначалу это страшно, потому что отключается привычный контроль ума. Но Диса – самый эффективный способ исследовать свои желания, из которых и состоит наша суть. Дисуя, можно достаточно быстро познать себя.

Диса во многом сделала Тошу тем, кем он являлся, но была и источником немалых проблем. К примеру, однажды его группа собралась ехать на Алтай, чтобы потом пересечь китайскую границу (за что давали 7 лет лагерей) и найти Шамбалу (мифическая страна в Тибете, где предположительно живут Великие Учителя, направляющие эволюцию на планете). Они собрались – а Тоша просто не пришел на вокзал. Видимо, в тот момент ему хотелось делать что-то другое. И это не единственный подобный случай. Тоша не был жесток по своей природе, но не ценил ни свою жизнь, ни жизнь других и иногда не сдерживал обещаний. Его Дисой по отношению к людям зачастую было безразличие, что понятно, учитывая травмы, пережитые им в ранние годы.

Участники группы, жившие в потоке Тошиной энергии, дисовали, работали с символами Кунта – йоги, целили, занимались Хэйки, а также учились получать любую информацию из пространства. К примеру, Илья Беляев обучался кун-фу, просто «подключившись» к одному восточному мастеру. Можно было узнать и о прошлых жизнях. Тоша иногда рассказывал о своих – что когда-то он был африканским шаманом, а когда-то жил на другой планете.

Все эти возможности давал поток энергии, который получал и передавал Тоша. Поток менял восприятие мира членов группы. Все чувства обострялись, тело исцелялось само, спать было достаточно несколько часов в день. Жизнь в потоке невозможно описать словами. Каждая секунда была столь насыщенна, что казалась неделей. Каждая эмоция переживалась, как в последний раз. Никогда больше участники группы не переживали чего-то подобного.

Несмотря на то, что группа была сравнительно небольшой и старалась скрывать свое присутствие, слухи о ребятах, занимающихся Кунта – йогой, ходили по всему Союзу.

 В 1980 на след группы напали спецслужбы, и Тошу вызвали на "беседу". Оставаться в Ленинграде стало опасно. Группа двинулась в Армению. Некоторое время пожив там в сказочно красивых горах, люди вернулись домой. Но группа уже была другой, потому что от нее откололся один из самых первых Тошиных учеников – Илья Беляев. В Армении он снова увидел Князя, причем в лице Тоши. Засомневавшись в том, на стороне каких сил они находятся, Илья ушел из группы и увел за собой еще двух человек. Тошу сильно задело это предательство, и он изменил свое отношение к ученикам. Прежнего доверия не стало.

Тоше тогда было всего 24 года – детский возраст для лидера. Совета и поддержки ему ждать было неоткуда. Он был гениальным мистиком, но для работы с людьми нужны были любовь и доверие, а их не было. Илья Беляев как-то сказал ему о том, что у него закрыто сердце. Тошу это замечание тоже задело – потому что было правдой. Как, с учетом его предыдущего опыта, в условиях вечного опасения за свою свободу и жизнь, он мог быть открытым и любящим?

Как-то раз Тоша назвал русский народ «великим и рабским». Он и сам был таким – великим по сути и рабским по положению. Весь мир был у Тошиных ног – а квартиры, даже однокомнатной, у него не было. Он общался с Христом – а собственная семья его не принимала. Люди готовы были идти за ним куда угодно – но самый близкий ученик от него отвернулся. У Оскара Уайлда есть сказка о соловье, который проткнул свое сердце острым шипом розы и пел всю ночь, умирая, чтобы роза окрасилась его кровью и впитала красоту его пения, став самым прекрасным цветком на свете. Роза стала такой, только потом ее сорвали и растоптали.

Возможно, поступок Ильи заставил Тошу задуматься о том, насколько он готов доверять людям. Готов ли он стать уайлдовским соловьем? И Тоша привычно замкнулся. Он был очень одиноким человеком.

Уход Ильи изменил психологический настрой не только у Тоши, но и в группе в целом. Многие решили, что Илья сошел с ума.

Скоро пришлось уехать и из Армении. Некоторые члены группы, как и их лидер, были в бегах – их разыскивала милиция как тунеядцев. Долго на одном месте жить было нельзя. Группа вернулась в Ленинград, а потом снова переместилась в леса. В этот период их было около 25 человек.

Однако на новом месте жизнь не сложилась – Тоша внезапно куда-то исчез и вернулся лишь через несколько месяцев. К этому времени основная часть людей потеряла надежду на его возвращение. Они вернулись домой, ведь без него заниматься серьезной работой было невозможно, да и поток потихоньку начал иссякать. Осталось лишь несколько человек. «Вот вы-то мне и нужны,» — подвел итог Тоша, но занятия не возобновил. Это означало распад группы.

С того момента Тоша прекратил деятельность как наставник и поддерживал связь лишь с несколькими близкими друзьями. Поток почти ушел, потому что Тоша не передавал его другим – а энергия, по его собственным словам, была дана ему именно для работы с людьми. Когда он перестал передавать ее и замкнул на себе, она иссякла.

Жизнь без Тоши и его потока оказалась серьезным испытанием для бывших участников группы. Пришлось возвращаться в реальный советский мир, и это было невыносимо. Что делать и как теперь жить, было непонятно. Люди чувствовали себя преданными и брошенными. Многие обернулись против Тоши.

Самой тяжелой жертвой стала смерть Ганса. Он оставался с Тошей до конца, но в 1985 повесился, не выдержав жизни без потока и надежды. Тоша при этом находился в соседней комнате, но не успел помочь другу. После полугода поисков КГБ схватил Тошу. Его арестовали как организатора секты, тунеядца, знахаря и подозреваемого в убийстве. Какое-то время его допрашивали и проверяли на вменяемость, несколько месяцев подержали в дурке, но в итоге отпустили под подписку. Тошу спасло то, что он говорил следователю правду – и его приняли за сумасшедшего. Следственная группа даже выезжала на Карельский перешеек и раскапывала снег в поисках тошиного костровища. Они не могли поверить, что тот жил в лесу один зимой в летней палатке.

И все же крах группы, тюрьма и дурка его надломили. Каким бы сильным он ни был, это было слишком. Он и до этого иногда экспериментировал с наркотиками, самостоятельно изготовляя различные смеси. Теперь же он стал регулярно принимать лошадиные дозы, немыслимые для обычного человека. Зависимость стала очевидной. Еще какое-то время Тоша путешествовал в одиночестве, и, казалось, стал снова обретать силу, но поздней осенью 1987 его тело нашел лесник в глухих лесах под Архангельском. Тело не издавало неприятного запаха и не разлагалось. Звери его почему-то не тронули, хотя оно пролежало в лесу несколько месяцев. Выяснить причину смерти так и не удалось, хотя вскрытие было произведено.

За два года до смерти Тоша сменил имя на Ян. Так что родился он Владимиром, жил Тошей, а умер Яном. Ему было 30 лет.

О последних годах его жизни известно немногое. Тоша был один в то время. Свидетелями его последних дней были лишь деревья.

Но что такое Тошина смерть – это еще тот предмет для дискуссии. В 1988 он снова вышел на связь – уже с того света, во время целительского сеанса, который Илья Беляев проводил в Канаде, где жил в то время. Тоша снова решил передавать поток энергии и информации с того плана, где он находился, оставшимся ученикам. Также он попросил Илью написать книгу о тех событиях — так появилась «Острие Кунты».

Илья Беляев до сих пор является проводником Тошиного потока. Он учит целительству, Кунта – йоге, работе с сознанием, используя Тошины методы и свои наработки. Удивительно, что строптивые ученики в результате зачастую становятся самыми верными последователями.

Теперь уже неважно, на каком свете находится Тоша, потому что импульс, который он дал когда-то, не погас, а до сих пор живо вибрирует для каждого, кто готов его воспринять. Кунта – йога и сейчас живее всех живых, а Тошин поток не ослабевает, исцеляя и направляя тех, кто готов к нему подключиться.

Многого о Тоше мы не знаем. Чем занимался он во время своего отшельничества в лесах? Что видел? О чем думал?

О Тоше писал Беляев, многократно рассказывал Джон, но как человек этот мистик все равно остается загадкой. Он никому не открывался по-настоящему, поэтому и описывают его участники тех событий очень субъективно, каждый со своей позиции.

Но как бы Тошу ни описывали, он все равно остается пусть краткой и сумбурной, но значимой страницей в истории советской и теперь уже российской эзотерики. Одинокий и неприкаянный герой, он как звездочка на темном небе – даже когда ее закрывают тучи, приятно осознавать, что она там есть.

Даже среди серых подъездов, коммуналок и мата можно помнить, что главное – это горение в глазах, глубокая и искренняя связь с красотой, скрытой за серостью. И пусть в истории Тоши много булгаковщины. Конечно, видения Сатаны в переполненных трамваях завораживают. Борьба с вислоухими демонами в обшарпанных квартирах тоже интересна. И все же главным остается мир, в который звал Тоша. Разноцветный и переливающийся мир блаженства – «Зеленая страна», как он ее называл. Маленький кусочек этого мира удалось увидеть тем, кто был рядом с ним. Мира, где, как говорила Алиса, все страннее и страннее…