Палестинцы – филистимляне? Могут ли палестинцы считаться исконным населением Палестины?
Очень часто можно услышать, что древние филистимляне — это современные палестинцы. И своим названием Палестина обязана именно им. Некоторые утверждают, что филистимляне являлись исконным населением Палестины, куда затем пришли израильтяне. Можно ли назвать палестинцев потомками филистимлян? И имеют ли палестинцы основания в этой связи заявлять о своих безраздельных притязаниях на Палестину? Поговорим об этом, основываясь на фактах истории и этнографии.
Палестинская версия и предварительные комментарии
Приведем здесь фрагмент материала палестинца Фейсала Салеха Аль-Хейри, опубликованный в 2007 году на сайте Палестинского информационного центра (сайта, связанного с нынешними хамасовскими властями Газы).
Однако прежде чем перейти к цитированию фрагментов упомянутой заметки палестинского автора, отражающей мнение палестинцев на свое происхождение в связи с их притязаниями на Палестину (этим и интересна заметка) прокомментируем некоторые ее наиглавнейшие пассажи.
В своем материале палестинский автор пишет о том, что современные палестинские арабы — это и есть прямые потомки филистимлян, которые в свою очередь были по происхождению связаны с народностью амореев. При этом первыми жителями Палестины, тогда Ханнана, были как раз, как повсеместно считается, народ амореев (аморитов). Палестинский автор, однако, делает акцент на том, что амореи были предками современных арабов.
Если разбирать эти утверждения, то можно также сказать, что амореи являются и предками израильтян, ведь Авраам был по происхождению амореем, а точнее принадлежал к арамеям, которые, как считается, были ветвью семитов-аморитов (амореев), господствовавших в Аккаде, Мари, Вавилоне. От потомков Авраама, согласно Библии, прошли евреи и арабы. Эти два народа, согласно уже научным данным, являются близкими родственными семитскими народами (Недавно, например, производились сравнения генетического набора двух народов, что еще раз убедительно доказало этот факт. Выяснилось, что арабы и евреи генетически самые близкие между собой народы). Возвращаяясь к амореям необходимо отметить, что они населяли довольно большую территорию, выходящую далеко за пределы современных Палестины и Израиля. Древнее географическое понятие Ханнан включало современные Палестину, Израиль, Иорданию, Ливан и часть Сирии.
Что касается филистимлян, то согласно нынешним научным представлениям, этот народ пришел в Палестину с моря, и не был по происхождению семитским, как современные арабы-палестинцы, или евреи. Но обо всем этом мы поговорим чуть позднее, как и о других утверждениях палестинского автора. А пока заявленный отрывок из материала палестинца:
«(У арабов) Палестина раньше называлась «страна аш-Шам» (ash-Shām)...(Под этим названием понимали регион Сирии, Палестины, Иордании и Ливана Прим. Portalostranah.ru)
В аккадских текстах третьего тысячелетия до нашей эры Палестина известна под названием «Аморо», или арабская земля. Таким же названием в этих текстах называется и Средиземное море — «Аморейское море». Это название восходит к амореям — первому известному семитскому народу. Это был главный народ, заселявший Сирию и Палестину. Некоторые исследователи считают, что ханаанцы происходят от амореев, а евусеи (иначе, иевусеи) — от ханаанцев...
Затем страна получила название «Земля Ханаан» или просто Ханаан... Название встречается и в сохранившихся надписях Тель-эль-Амарны (в Египте)...
Кажется, название Ханнан относилось и к финикийцам. Таким образом, названию «Палестина» в различных его формах предшествовало ставшее главным среди прежних имен слово «Ханаан». Эти название и слово живы до сих пор.
По мнению некоторых авторитетных ученых, палестинцы были близки к ханаанцам и были того же происхождения. Они поселились в южной части ханаанского побережья примерно в 1185 г. до нашей эры. Это побережье назвали по их имени — Палестиной, а потом это название распространилось на всю остальную местность. Наименование «палестинцы» часто встречается во многих египетских источниках, в частности в сохранившихся настенных надписях в храме Мадинат-Хабу времен Рамсеса III (Фивы, Египет). Египтяне называли палестинцев pist... Можно сделать вывод о том, что этот топоним имел в виду палестинское побережье, землю Палестины, расположенную между Синаем на юге и долиной Иордана на востоке. Греки с самого начала использовали это название для обозначения прибрежного района. Греческий историк Геродот (484-425 гг. до н.э.) связывал это название с арамейским словом «Палестин». Иногда мы находим, что он использует это слово для обозначения южной Сирии или сирийской Палестины, и Финикии вплоть до границ с Египтом.
Это название использовали такие крупные историки, как Страбон, Диодор, Птолемей и Плиний. С течением времени название «Палестин» заняло место общего названия палестинской Сирии. А во времена римлян название «Палестина» стало применяться ко всем святым землям. Римский император Веспасиан отчеканил это название на своих деньгах после победы над евреями в 70 году, придав, таким образом, этому названию официальный статус. Византийцы унаследовали это название от римлян. От «Палестин» произошло арабское слово «Фаластын» — Палестина». Конец цитаты.
Давайте далее разбираться в утверждениях палестинского автора.
Что говорят факты
Ханаан, все согласны
Как указывает электронная еврейская энциклопедия, «название Ханаан происходит от слова «хна», что на языке древнего народа хурритов означает «пурпурный цвет»). Отметим, что хурриты — это один из древнейших народов Месопотамии, чье происхождение не установлено точно, но их язык близок урартскому — одному из древнейших на планете.
Энциклопедия продолжает: «В Библии Ханаан — земля, обетованная Богом Израилю (Быт. 17:8; Исх. 6:4). По Библии название иногда употребляется применительно ко всей территории Сирии и Эрец-Исраэль (Земли Израиля), однако обычно оно относится только к прибрежной полосе. Согласно Быт. 10:19, Ханаан простирался от Сидона на севере до Газы на юге и до южной оконечности Мертвого моря на востоке.
По всей видимости, принятое в западной цивилизации название Финикия является эквивалентом названия Ханаан (Canaan) и эпонимом финикийцев и как название их страны». В этом разногласий с трактовкой палестинского автора нет у израильских источников нет.
Израильтяне— исконный народ этой земли
При этом необходимо отметить, что согласно ветхозаветным источникам, израильтяне стали жить в Ханаане в незапамятный период. Этот период датируется XXI-XX вв. до н. э. Об этом не упоминает палестинский автор.
«В Книге Бытия рассказано, как родоначальник еврейского народа Авраам был послан из шумерского города Ура в землю Ханаанскую, чтобы положить начало народу, который верит в единого Бога».
«Авраам поселился в холмистой части Ханаана, менее доступной набегам; земли в этих местах не особенно манили ханаанеев. В Мамре, неподалеку от Хеврона, он разбил свои черные шатры из козьих шкур», — в свою очередь меланхолично замечает современный популярный очерк истории Израиля «По тропам еврейской истории» американской исследовательницы Рут Сэмюэлс (первое издание 1967 г., рус. издание в Израиле 1993 г.) и отмечает: «(внуку Авраама) Иакову еврейский народ обязан своим новым именем. Библия рассказывает, что, он встретил некоего незнакомца. После борьбы между ними незнакомец открыл Иакову, что он — ангел, посланец Божий, и дал ему имя Израиль (Исраэль), что значит «боровшийся с Богом». Поэтому потомки Иакова стали зваться сынами Израиля.
Амореи не были арабами
«Ханаан не был густонаселенной страной. Ханаанеи жили на равнине, где выращивали ячмень, смоковницы и финиковые пальмы и пасли стада крупного и мелкого скота. Многие города были окружены крепостными стенами с мощными башнями, за которыми население могло укрываться от нередких набегов кочевников из-за Иордана, угонявших скот и грабивших собранный урожай», — пишет далее очерк истории Израиля «По тропам еврейской истории» американской исследовательницы Рут Сэмюэлс.
Под ханаанеями здесь понимаются другие семитские племена.
Электронная еврейская энциклопедия отмечает на эту тему:
«В Библии жители Ханаана названы ханаанеями, однако они представляют собой этнический конгломерат народностей (преимущественно западных семитов, в том числе финикийцев). (В свою очередь) название амореи (также принято написание аморреи, амориты (amorite), эмори), название, обозначающее в Библии все население Ханаана или часть его до поселения в нем израильтян, а также относится к одной из семи народностей или этнических групп, вытесненных израильскими племенами. Семитское происхождение этого названия подтверждается вне библейскими источниками. В шумерских и аккадских текстах XXIII–XVI вв. до н. э. шумерское слово martu и аккадское amurru встречаются как географический термин, означающий «запад».
Сам Авраам «принадлежал к арамеям, очевидно, были ветвью семитов-аморитов (амореев), господствовавших в Аккаде, Мари, Вавилоне. Арамеи впервые упоминаются в ассирийских надписях XII в. Древняя молитва (Втор 26, 5) прямо называет родоначальника израильтян «арами овед» — «странствующим арамеянином». Племянник Авраама Лаван (сын брата) прямо назван в Библии арамеянином (Быт 25, 20)», указывал в своей «Истории религии» Александр Мень.
Действительно, как считается, амореи (амориты) были кочевым семитским народом, который разрозненными группами проживал как в Месопотамии (совр. Ирак), так, согласно Библии (Чис.21:13-25), на территории восточного берега реки Иордан. Позднее арабские историки, в частности Ибн-Хальдун включали часть этого народа, которая жила в Ханаане, наряду с некоторыми другими исконными семитскими племенами Палестины в состав амаликитян (Amalec). Отождествлять название местности проживание амореев с «арабской землей», как это делает в свое заметке палестинский автор, было бы преувеличением, так как это были все-таки амореи, а не арабы.
Амореи, иевусеи проигрывают израильтянам и ассимилируются
Израильтяне покинули Ханаан, когда здесь наступил голод, и сын Авраама Иаков (в еврейской традиции Исраэль) вместе со своими 12 сыновьями и их семьями обосновался в Египте, где их потомки позднее превратились в рабов и были вынуждены заниматься непосильным трудом. Затем, после 400 лет рабства Моисей проложил евреям путь к свободе. Как говорится в Библии, Бог избрал Моисея специально для того, чтобы он вывел свой народ из Египта и привел его в Землю Израиля, завещанную праотцами.
Хронология исхода евреев из Египта, согласно принятой в Израиле трактовке следующая: Примерно XIII век до н.э. — исход из Египта: Моисей выводит израильтян из Египта после 40 лет скитаний по пустыне. На горе Синай еврейскому народу дарованы Тора и Десять заповедей; XIII- XII века до н.э. — израильтяне обосновались на Земле Израиля;
Амаликитяне, как позднее стали называть часть местных амореев, начавших воевать с возвратившимся израильтянам, потерпели поражение от преемника Пророка Моисея в руководстве израильским народом Иехошуа (Иисусом Навином). Остатки амаликитян откочевали в Аравию. Считается, что они смешались там с измаилитянами. Напомним, что по арабской традиции сын Авраама от рабыни Агари Измаил (измаилитяне были его потомками) считается в арабской традиции родоначальником современных арабов.
Также врагами израильтян после возращения их из египетского рабства были иевуситы, или иначе — иевусеи. Иевусеи — народ семитского происхождения, который, как считается, по нравам был близок к амореям и хеттам. Иевусеи также потерпели поражение от израильтян и позднее ассимилированы. И именно у иевусеев израильский царь Давид позднее отвоевал Иерусалим.
А что же филистимляне?
Еще одной народностью, упоминающейся в приведенном отрывке палестинского автора являются филистимляне (philistines). Как считается, именно военная опасность от филистимлян была одной из причин, почему в древнем Израиле вместо демократического правления впервые была введена монархия. Первый израильский царь Саул начал бороться с игом филистимлян, а его преемник — царь Давид разбил их, а также покорил все другие народы на территории, где ныне разместились Израиль и Палестина.
Хронология этого периода, согласно принятой в Израиле трактовке следующая: «Первый царь Саул (примерно 1020 год до нашей эры) объединил колена, разбросанные по всей Земле Израиля, а затем передал всю полноту власти своему преемнику Давиду. Царь Давид (примерно 1004-965 годы до нашей эры) распространил свою власть на весь регион с помощью успешных военных походов, включая окончательное поражение филистимлян».
Но как филистимляне оказались в Израиле? Уже цитировавшийся очерк истории Израиля «По тропам еврейской истории» американской исследовательницы Рут Сэмюэлс рассказывает о первом появлении филистимлян в Израиле и это происходит уже после возвращения израильтян из египетского рабства:
«Филистимляне пришли издалека. Они прибыли с острова Крит в Малую Азию на кораблях, преодолев Эгейское море, а оттуда двигались пешком и в повозках, запряженных волами. Их путь был отмечен грабежами и кровопролитиями; они лелеяли планы обширных завоеваний, собираясь поживиться даже за счет могущественного Египта..
В двух кровавых битвах египетское войско под водительством Рамсеса III отбросило филистимлян от своих пограничных укреплений. Одной из этих битв было морское сражение против устья реки Нил, где египтяне уничтожили вражеские корабли, предотвратив высадку десанта. Другая битва состоялась на суше, где победа была достигнута благодаря опыту и силе египтян.
История сухопутных сражений между египтянами и филистимлянами живо отражена на рельефах египетского храма в Мадинат-Хабу близ древних Фив. На этих изображениях фигуры египтян выглядят небольшими и хрупкими по сравнению с высокими филистимлянами, на головах которых красуются шлемы. Рельефы изображают множество пленных филистимлян и имеют надписи, в которых отразилась гордость египтян своей великой победой.
Филистимляне вторглись в Ханаан, почти не встречая сопротивления со стороны местного населения, беспомощного перед лицом такого врага. Они заняли богатую приморскую равнину с ее ханаанскими поселениями и основали здесь пять крупных городов-государств Ашкелон, Ашдод, Экрон, Газу и Гат. Во главе каждого из этих пяти городов на южной части плодородного побережья стоял независимый князь, но все они состояли в тесном союзе, как в мирное, так и в военное время. Затем филистимляне попытались завоевать земли, принадлежавшие израильтянам. Им удалось изгнать колено Дан с его территории, и тогда люди этого колена переселились на крайний север страны...
Израиль отчаянно сопротивлялся натиску филистимлян. Израильский герой Самсон, знаменитый своей необычайной физической силой, вызывал восхищение, как у своего народа, так и у врагов — филистимлян. Пленив Самсона хитростью с помощью его возлюбленной филистимлянки Далилы, а затем ослепив Самсона, филистимляне выставили его на всеобщее обозрение во время своего праздника в Газе. Лишенный зрения, он напряг последние силы и так расшатал колонны огромного филистимского храма, что храм рухнул, похоронив под своими развалинами множество врагов и самого Самсона...
Филистимляне стали хозяевами страны. Они разрушили святилище. Ковчег со Скрижалями Завета попал в руки врагов... Жрецы и левиты (ученые) разбрелись, куда глаза глядят.
Нелегкой задачей было в те мрачные дни поддерживать веру в сердцах сынов Израиля. Страх и разочарование охватили народ. Израильтяне были вынуждены платить филистимлянам непосильную дань. Им было запрещено носить оружие, и даже заточка их мотыг и плугов доверялась лишь филистимским кузнецам. Только они занимались изготовлением любых изделий из железа — дорогого в то время металла. Многие из сынов Израиля в ожесточении отвернулись от веры в своего Бога и предались культу Ваала и Астарты — богов своих господ.
Однако, несмотря на вызванное поражением отчаяние израильтяне сумели одержать победу иного рода. Филистимляне вернули им их самое дорогое достояние Ковчег Завета. Эти суеверные враги Израиля, страшась таинственных свойств захваченной ими святыни, начали думать, что Ковчег приносит им болезни и прочие несчастья, и поэтому переправили его обратно на израильскую территорию. Отсюда жители Кирьят-Иеарима, жившие на границе между владениями колен Иехуда и Биньямин, перевезли его в горы. Верные жрецы, Авинадав и его сын Элазар, взяли на себя заботу о Ковчеге в ожидании того дня, когда будет построено новое святилище...»
Верховному судье Самуилу удалось сдерживать натиск филистимлян, его дело продолжил первый израильский царь Саул, которого выбрал Самуил. В общем, из-за нашествия филистимлян древние израильтяне отказались от власти судей и вождей и потребовали сильной царской власти. Окончательно разгромил филистимлян приемник Саула и бывший пастух, провозглашенный царем — Давид. Отметим, что вскоре после этого филистимляне растворились среди других ханаанских народов, исчезнув из истории. Давид же подчинил другие ханнанские племена и подружился с соседним могущественным правителем — царем финикийцев Хирамом.
Дошедший до нашего времени древний каменный рельеф из египетских Фив. На нем изображены филистимляне, плененные египетским фараоном Рамзесом III.
В иероглифических текстах филистимляне назывались «пелес эт». Отсюда пошло название «Палестина». Отметим, что на иврите «плиштим», буквально означает «вторгшиеся».
Иначе говоря, филистимляне не являлись коренным семитским народом территорий, где размещаются современные Израиль и Палестина.
Как следствие, само существование филистимлян, как и факт пошедшего с древних времен наименования Палестина, не могут являться аргументом для оправдания притязаний современных палестинских арабов на Палестину, т.к. арабы-палестинцы не имеют никакой прямой родственной связи с филистимлянами. Ученые считают (об этом пишет и, например, такой нейтральный проверяемый источник как англоязычная Википедия), что филистимляне даже не были семитской народностью, а современные арабы (а значит и современные палестинцы, палестинские арабы), как, впрочем, и евреи, все-таки принадлежат к семитской группе народов.
При этом, если в целом у арабов имеются многовековые связи с землей Ханаана (современными Израилем и Палестиной), например через потомков Авраама (если говорить о библейской истории), или (говоря с позиций науки) через генетические связи семитских народов, то у палестинских арабов особых связей с Палестиной нет. По крайней мере, не больше, чем у любого другого араба. Как метко подмечает еврейская академическая энциклопедии, «палестинские арабы не имеют никаких культурных, языковых или культурных особых отличий от арабов соседних стран. До середины XX века палестинцы не считали себя отдельным народом, но лишь после занятия Израилем Иерусалима в политических целях провозгласили себя таковым».
Необходимо также отметить, что арабы как политическая сила утвердились в Палестине только в период арабского Халифата. Тогда завоевательные походы арабов, начавшиеся из Аравии под флагом распространения ислама, охватили огромные территории, от Испании до Индии. Завоевание Палестины арабами состоялось после 636 года. Хотя, конечно, и до этого бедуинские арабские племена кочевали на этих территориях, управлявшихся разными завоевателями — от римлян до византийцев.
Суммируя, можно сказать, что палестинские арабы только очень опосредованно могут считаться исконными жителями Палестины, и то только потому, что относятся к общему арабскому этносу, имеющему, в свою очередь древние семитские корни. При этом их родственники-евреи имеют куда большие основания на эту территорию, т.к. в древности они смогли оставить более значимый след на земле Палестины и Израиля, хотя на долгий период и были вынуждены покидать эти земли.
Источник http://www.portalostranah.ru