Кому принадлежит Иерусалим?

Природные ресурсы нашей планеты — земля, вода и недра — в течение всей истории человечества были предметом раздора у населяющих народов. Принадлежность территорий определялась в кровопролитных войнах по праву сильнейшего, приобретая впоследствии силу факта. В современную эпоху территориальные споры решаются зачастую с не меньшим ожесточением, различия вносят виды используемого оружия и методы борьбы. Возросла роль мирового сообщества и средств информационного воздействия, хотя, по мнению аналитиков, современные территориальные проблемы “носят всемирный, глобальный, общечеловеческий характер, а методы решения этих проблем в настоящее время все еще имеют преимущественно традиционный и национальный характер” /1/.

Одним из мест, где территориальные разногласия много лет не удается преодолеть путем компромисса сторон, стала Палестина [2]. Спор между евреями и палестинскими арабами об историческом праве на Палестину стал предметом острых политических и военных баталий. На территории площадью немногим большей двадцати тысяч квадратных километров столкнулись интересы двух соседствующих и даже родственных народов, разделенных конфессиально — евреев, исповедующих иудаизм, и арабов-палестинцев, исповедующих ислам. Размещение на этой территории, прежде всего в Иерусалиме, главных культовых объектов трех мировых религий — иудаизма, христианства и ислама затрагивает жизненно важные интересы более половины населения планеты, а дополнительные особенности вносит проживание там наряду с евреями и арабами представителей иных религиозных и этнических общин и групп — бедуинов, друзов, черкесов, армян, коптов, самаритян, бахаев, абиссинцев. Несомненно, что решение многолетней проблемы лежит в русле переговоров с учетом исторических корней, сакральных мотивов в аргументации сторон и политических реалий современности. Возможны ли пути решения без предвзятости, с попыткой сочувственно понять обе стороны?

Попытаемся прежде определить стороны конфликта: евреи и палестинцы — кто они в этническом и историческом аспектах.

 


Евреи

Современные историки считают, что евреи сформировались как народ от общих предков, живших 2,5-3,2 тысячи лет назад на Ближнем Востоке в Месопотамии (Междуречьи) между Тигром и Эвфратом /3/. Вероятной причиной выделения евреев явилась случайная мутация /4, 5/. Генетически евреи близки ассирийцам, курдам, армянам, а также итальянцам и французам /4/. Различают три наиболее многочисленные еврейские популяции — ашкеназы, сефарды и мизрахи. Первые — это евреи Восточной и Центральной Европы, вторые — турецкие, итальянские и греческие евреи, третьи — евреи Сирии, Ирака и Ирана /4/. Ученые установили, что все евреи, независимо от их принадлежности к той или иной популяции, генетически схожи на уровне родственников, но сильно отличаются от неевреев /4, 6/.

Первое в истории упоминание о евреях в виде относящегося к этому народу слова “Израиль” обнаружено на территории Древнего Египта на стеле Мернептаха, сооруженной в конце XIII века до н. э. /7/. По-видимому, к этому же периоду относится исход евреев из Египта и формирование монотеистического иудаизма, носителем которого они станут /8/.

Некогда на территории, раскинувшейся на запад от Северо-Западной излучины Евфрата и от реки Иордан до Средиземного моря и известной под названием Ханаан /9/, жили хананеи, уморите, хетты, хурриты, йевуситы и ховайте. В середине второго тысячелетия до н. э. там появились кочевые иудейские племена хабири, а несколько позднее — вышедшие из Египта другие иудейские племена, совместно с хабири получившие название “евреи” [3]/13,14/. В начале второго тысячелетия до н. э. евреи завоевали эту землю с несколькими враждовавшими между собой независимыми городами[4]. К 1200 году до н. э. там возникли еврейские поселения, а в XI веке до н. э. на юге края уже существовало еврейское государство[5] в форме монархии — Израильское царство со столицей в Иерусалиме /11/. После смены нескольких правителей (Саула, Давида и Соломона) и кончины в 931 году до н. э. построившего Иерусалимский храм (Первый Храм) [6] царя Соломона при его приемнике Ровоаме это государство распалось на две независимые еврейские страны — южную Иудею со столицей в Иерусалиме и северный Израиль, где столицей стал выстроенный около 923 года до н. э. израильским царем Омри[7] город Самария /11, 15, 16/.

В 722 году до н. э. государство Израиль пало под ударами Ассирии. Население Израиля большей частью насильственно депортировано ассирийским царем Саргоном II в Мидию (область на северо-западе современного Ирана и юго-востоке современной Турции) и в Месопотамию и растворилось в местном населении. Вместо них на территории Израиля поселены выходцы из бывшей тогда под властью Ассирии Вавилонии, которые вместе с некоторой частью оставшихся там евреев стали предками самаритян /11, 17, 18, 19/.

Иудея пережила нашествие ассирийцев, но в 586 году до н. э. ее захватил окрепший и могущественный Вавилон. Иудейский Первый Храм в Иерусалиме был разрушен, часть населения Иудеи уведена в Вавилонский плен. Однако уже в 539 году до н. э. с падением Нововавилонского царства и возникновением Персидской империи Ахеменидов плененные евреи получили возможность вернуться на свою родину и совместно с сохранившимися там соплеменниками восстановить иудейский храм в Иерусалиме. Возведенный на развалинах Первого Храма, он был назван Вторым Храмом /20/.

После разрушения Персидской империи Александром Македонским Иудея оказалась под властью эллинистических государств: вначале Египта — при Птолемеях, затем Сирии — при Селевкидах. При сирийском владычестве во времена Антиоха IV Эпифана возникли жестокие гонения на еврейские культуру и религию со стремлением насильственно эллинизировать евреев. Следствием этого явилось освободительное движение евреев, вошедшее в историю под названием освободительных войн Хасмонеев (167-140 гг. до н. э.) /21, 22/. В результате Иудея освободилась из-под власти Сирии с созданием независимого государства Хасмонеев со столицей в Иерусалиме. Территория государства Хасмонеев расширилась до исходных границ Иудейского царства и помимо собственно Иудеи включала в себя южную часть Самарии /21/.

К началу первого тысячелетия до н. э. иудейскому государству стала угрожать растущая экспансия Рима. В 63 году до н. э. после продолжительной борьбы за независимость еврейское государство Хасмонеев оказалось под протекторатом Рима и вошло в состав Римской империи на правах союзника, но с фактической утратой суверенитета. Спустя немногим более двадцати лет Рим самовластно разделил государство Хасмонеев Иудею с выделением наряду с остатками Иудеи автономных Самарии, Галилеи и Петреи (Заиорданья) /21/. Иерусалим остался столицей Иудеи. В последние десятилетия до н. э. царь Иудеи Ирод I Великий реконструировал в Иерусалиме Второй Храм, для чего вдвое расширил площадь Храмовой горы, на которой он располагался /38, 127/. Грандиозное сооружение, возникшее после перестройки, сохранило название “Второй Храм” /20/.

Спустя сто лет в 66 году н. э. евреи подняли новое восстание против господства Рима (известное как Первая Иудейская война) и потерпели сокрушительное поражение. После семи лет кровопролития войсками римского императора Тита Иерусалим был взят, Второй Храм, главная святыня еврейского народа, разрушен /14, 20/.

В 132 году н. э. евреи Иудеи под руководством Бар-Кохбы в очередной раз восстали против римского господства (Вторая Иудейства война). После двух лет ожесточенной партизанской войны восстание с большим трудом подавили. Иудею, превращенную в пустыню, залила кровь. Более половины населения уничтожили, десятки тысяч евреев, мужчин и женщин, обратили в рабство /23/. Иудея лишилась автономного статуса и превратилась в римскую провинцию под названием “Палестинская Сирия” (Syria Palestine) /24, 2/. Уцелевшие там евреи продолжали традиционные занятия сельским хозяйством и скотоводством. Из камней разрушенного Иерусалимского Храма римляне возвели языческие храмы Юпитера, Вакха, Сераписа и Астарты, Иерусалим переименовали в Элию Капитолину /25/.

С 395 года после распада Римской империи территории бывших государств Иудеи и Израиля вместе с их еврейским населением попали в состав Византийской империи, пока в 614 году н. э. не были завоеваны Персией, после чего ненадолго оказались в составе империи Сасанидов. В 629 году византийский император Ираклий опять захватил эти территории и забрал их под власть Византии /2/. Но ранее, еще в IV веке императором Юстинианом построена на развалинах иудейского Второго Храма христианская базилика в честь Пресвятой Девы /26/.

В 636 году территория бывших государств Иудеи и Израиля попала под арабское иго и стала мусульманской провинцией “Фаластын” арабского халифата /47/. В правление халифа Умара ибн аль-Хаттаба в Иерусалиме над камнем, ранее лежавшим в основании разрушенного римлянами Второго Храма[8], построена Мечеть Скалы. Чуть позже на руинах христианской базилики Пресвятой Девы также в пределах бывшего иудейского Второго Храма воздвигнута мечеть Аль-Акса — третья главная святыня ислама /26, 127/. Примерно с этого времени Палестина приобрела для мусульман современное значение /27/.

В 1099 году крестоносцы-христиане завоевали эту территорию (Первый крестовый поход) и основали здесь Иерусалимское королевство /2/.

В 1187 году Салах-ад-Дин Аюби взял Иерусалим и территория опять стала мусульманской /2/.

В 1189-1192 годах в Третьем крестовом походе христиане восстановили Иерусалимское королевство в очень усеченном варианте, сам Иерусалим остался в руках мусульман /28/.

В начале 1260 года в Палестину вторглись монголы, но уже в сентябре того же года в битве при Айн-Джалуте они были разбиты мусульманами-мамлюками /2, 29/.

В 1517 году эти земли завоеваны турками-османами под предводительством султана Селима, после чего они оставались частью Османской империи /2/.

В 1799 году на территорию Палестины вторглись войска Наполеона, однако потерпели поражение и вынуждены были отступить в Египет. К этому времени на бывших землях Иудеи и Израиля проживало около трехсот тысяч человек, из которых около пяти тысяч составляли евреи Иерусалима, Цфата, Тверии и Хеврона /2/.

В 1832 году территория Палестины завоёвана Ибрагим-Пашой, сыном и военачальником вице-короля Египта Мухаммеда Али. Палестина стала единой провинцией с резиденцией в Дамаске /47/. Египтяне правили страной с 1832 по 1840 годы. В 1838 году египетское правительство разрешило Англии открыть консульство в Иерусалиме — ранее в Палестине консульства европейских держав существовали только в портовых городах Акко, Хайфе и Яффе, а также в Рамле /47/. Спустя 20 лет все крупные государства Запада, включая США, имели в Иерусалиме консульские представительства /30/.

В XIX веке Израиль снова превратился в важнейший еврейский центр (Эрец Исраэл). К 1841 году численность еврейского населения на этих территориях удвоилась и в 1880 году составила 24 тысячи человек при общем числе жителей 270 тысяч человек (данные турецкой переписи оседлого населения) /31/. В крупнейшем городе региона Иерусалиме с населением 25 тысяч человек евреи составляли более половины жителей /31/.

С конца XIX века началось крупномасштабное заселение региона евреями. Первая волна еврейской иммиграции, известная как Первая алия, возникла в 1881 году и связана с бегством евреев Восточной Европы от погромов /2/. К началу 20 века численность еврейского населения на этих землях составила уже 50 тысяч человек, Иерусалим по-прежнему столица Эрец Исраэла и важнейший еврейский религиозный центр /2/.

В течение 1904-1914 гг. после Кишиневского погрома туда переселились еще 40 тысяч евреев (Вторая алия) /47/. Но уже в 1917 году указом губернатора Османской Сирии Джемаля Паши евреев стали изгонять из Иерусалима, Яффо и Тель-Авива /13, 47/. Часть из них погибли, другие депортированы на Кипр или в Европу /31/.

В ноябре 1917 года Правительство Великобритании опубликовало декларацию (известную как “Декларация Бальфура”), в которой содержалось обещание содействовать созданию в Палестине “национального очага для еврейского народа” [9] /32/. Однако когда по итогам Первой мировой войны после поражения Османской империи Великобритания получила мандат на управление Палестиной, то вопреки Декларации Бальфура в феврале 1922 года она передала ¾ своей подмандатной территории под отдельный эмират Трансиорданию, преобразованное в 1946 году в независимое королевство Трансиорданию /2/. Из мандатного соглашения были исключены пункты, разрешавшие евреям селиться на этой части территории /33/.

В 1919-1923 годы в Палестину прибыли 40 тысяч евреев, главным образом из Восточной Европы (Третья алия) /31, 2/. В то время страну населяли преимущественно арабы-мусульмане, большинство жителей Иерусалима по-прежнему составляли евреи /31, 2/.

В 1924-1929 годы после всплеска антисемитизма в Польше и Венгрии в Палестину приехали еще 82 тысячи евреев (Четвертая алия) /31, 2/. В 1930 годах распространение в Германии нацисткой идеологии привело к Пятой алие и переселению в Палестину четверти миллиона искавших спасения евреев /31/. Рост численности еврейских поселенцев и укрепление еврейской общины сопровождались противостоянием местного арабского населения, включавшим террористические нападения и погромы /33/.

В 1947 году британское правительство отказалось от мандата на Палестину, мотивируя это своей неспособностью найти приемлемое решение взаимоотношений евреев и арабов /2/.

С 73 года н. э. в течение почти двух тысяч лет евреи были лишены собственного государства и превратились в кочующий народ, в изгнании подвергавшийся унижениям и преследованиям. Эпизодически находя приют в разных странах, евреи диаспоры затем безжалостно изгонялись из них по соображениям государственной политики приютивших стран, религиозной нетерпимости или корысти власть имущих. Примеры тому дают нам Великобритания (1290 год), Франция (1306 год, повторно 1615 год), Швейцария (1348 год, повторно 1622 год), Испания (1492 год), Португалия (1496 год), Россия (1530 год, повторно 1727 год, повторно 1742 год), Ватикан (1569 год), Германия (1570 год) и др. /34/. Не имея пристанища и надежной защиты, миллионы евреев в годы Второй мировой войны стали жертвами геноцида /35/. На протяжении многих веков со времени разрушения Второго Храма лишь малая часть еврейского народа могла жить на территории Палестины.

Руководствуясь соображениями гуманности и исторической справедливости, с учетом беспрецедентных потерь еврейского народа в минувшей Второй мировой войне Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций 29 ноября 1947 года принята резолюция №181(2) о создании на территории британской колонии Палестины двух государств — еврейского (Израиль) и арабского /36, 37/. Еврейскому государству выделялась треть плодородной прибрежной равнины Галилеи и две трети территории пустыни Негев, не пригодной в то время для сельского хозяйства или строительства — всего 56,47 % от общей территории Палестины [10]; в то время большинство населения этой территории составляли евреи /38/. Иерусалим и Вифлеем, а также их окрестности по плану ООН не принадлежали ни евреям, ни арабам и переходили под контроль ООН /39/. Евреи Палестины этот план приняли, но Лига арабских государств и Высший арабский комитет подмандатной Палестины отказались признать решение Генеральной Ассамблеи ООН о разделе Палестины и образовании еврейского государства /2/.

14 мая 1948 года во исполнение решения Генеральной Ассамблеи ООН согласно резолюции №181(2) Израиль объявил о своей независимости и “Декларацией Независимости” заявил себя еврейским [11] государством, в котором равные права с евреями имеют граждане, принадлежащие к другим этническим группам вне зависимости от их вероисповедания — арабы-мусульмане и арабы-христиане, друзы, бедуины, самаритяне, армяне, черкесы и пр. /41, 37/.

На второй день существования нового государства Израиль на его территорию вступили объединенные армии арабских государств Египта, Сирии, Трансиордании, Саудовской Аравии, Ливана и Ирака [12]. Целью нападения была ликвидация провозглашенного еврейского государства, полное уничтожение или изгнание евреев из Палестины /2/. Эта война, получившая название “Война за независимость”, окончилась в 1949 году утверждением независимости Израиля /45/.

13 декабря 1948 года Восточный Иерусалим аннексирован [13] Трансиорданией, Израиль удержал за собой контроль над западной частью Иерусалима. Таким образом, Иерусалим оказался поделен на две части — западную под контролем Израиля, и восточную, отошедшую к Трансиордании /44/.

Перед лицом агрессии соседей для предотвращения повторных угроз своей независимости Израилем оккупирована часть земель, выделенных ранее ООН под планируемое арабское государство /45/. Другую часть территории Палестины, составлявшую примерно половину площади планируемого арабского государства, оккупировали Трансиордания [14], [15] и Египет /42, 47/. Арабское государство на бывшей подмандатной территории Палестины не было создано. В 1954 году Иорданией принят закон, предоставивший гражданство этой страны арабскому населению Палестины, проживавшему до 15 мая 1948 года на территории Палестины и постоянно проживавшим в Иордании с декабря 1949 года /50, 51, 39/. В 1988 году Иордания отказалась от требований прав на территорию Западного берега реки Иордан и лишила иорданского гражданства жителей этой территории. В 1964 году возникла Организация освобождения Палестины, выступающая против существования государства Израиль /2, 37, 48/.

До начала военных действий в 1948 году в Палестине проживали около 1,23 млн. арабов-христиан и арабов-мусульман, в том числе 390 тысяч на территории, выделенной резолюцией ООН №181(2) для еврейского государства по плану о разделе Палестины /44/. В результате войны 1948-1949 годов или под давлением арабских лидеров [16] часть из них покинули места проживания и переселились /49, 42, 40/. Около 180 тысяч беженцев осели на территории Западного берега реки Иордан в зоне влияния Иордании, 60 тысяч беженцев — на территории сектора Газа в зоне влияния Египта. 150 тысяч арабов остались в Израиле в границах линии прекращения огня 1949 года /49, 53, 54/. Во время арабо-израильской войны 1948-1949 годов свои дома покинули в общей сложности около 600 тысяч арабов, из мусульманских стран бежали под угрозой насилия около 800 тысяч евреев /40, 47, 54-56/.

В период с 1948 года по 1967 год сектор Газа сохранялся под контролем Египта, Западный берег реки Иордан — под контролем Иордании. В течение этих лет стороны конфликта в “Войне за независимость” сосуществовали в условиях многочисленных нарушений мира /42, 47/.

В мае 1967 года Египет закрыл Тиранский пролив для судов Израиля, а Президент Египта Насер заявил, что новая война будет тотальной с целью уничтожения евреев, и призвал “сбросить евреев в море” /47/. Позицию Египта поддержали Организация освобождения Палестины и арабские страны Иордания, Сирия, Ирак. В июне 1967 года между Израилем — с одной стороны, и объединенными вооруженными силами Египта, Иордании, Сирии и Ирака — с другой, вспыхнула новая война. В ходе этой “Шестидневной войны” Израиль отбросил армии арабских стран и оккупировал западный берег реки Иордан, сектор Газа [17], Синайский полуостров [18] и Голанские высоты [19], обеспечив себе безопасные рубежи обороны [20] /55, 60, 63, 59, 58/. Восточная часть Иерусалима с главными святынями трех мировых религий (иудаизма, христианства и ислама) перешла под контроль Израиля [21] /55, 61/. В возникшей и сохраняющейся по настоящее время ситуации весь Иерусалим оказался под контролем Израиля, с чем не готовы согласиться как страны мусульманского мира, так и ряд иных государств.

В 1973 году внезапным нападением на Израиль египетских и сирийских войск началась еще одна война между Израилем — с одной стороны, Египтом, Сирией и Ираком — с другой. Эта война, названная “Войной судного дня”, привела к подписанию Кэмп-Дэвидских соглашений между Израилем и Египтом /32, 58/. Положения этих соглашений, наметивших программу мирного урегулирования на Ближнем Востоке, остались неисполненными инициативой сторон-участников процесса.

В середине 70-х годов в соседнем с Израилем Ливане началась полномасштабная гражданская война между мусульманами и христианами. По приглашению ливанских христиан на территорию Ливана вошли сирийские войска, которые, однако, вскоре заняли сторону ливанских мусульман. Тогда Израиль выступил с поддержкой ливанских христиан и также принял участие в событиях на территории Ливана. В развернувшихся военных действиях обе стороны понесли ощутимые потери. Зона безопасности для христиан на юге Ливана была создана, но война длилась еще несколько лет. В августе 1982 года остатки сирийских бригад вернулись на родину, в Ливане высадились миротворческие силы ООН. В 1985 году израильские войска ушли из центрального Ливана, в 2000 году покинули и юг Ливана, предоставив защиту от мусульманских экстремистов местным христианам /130/.

Во всех перечисленных выше военных действиях против Израиля активное участие принимала часть арабского населения Палестины, известная миру как палестинцы.


Палестинцы

Палестинцами (или “палестинскими беженцами”) именуют сегодня арабских жителей Палестины, бежавших оттуда в период после возникновения там современного еврейского государства Израиль, а также всех потомков этих людей [22] /54, 49, 63/. К палестинцам причисляют также беженцев, пришедших на эту землю с захваченных Сирией территорий Ливана /49, 13/. По изначальному определению Организации Объединенных наций палестинскими беженцами считаются “лица, чьим обычным местом жительства в период между июнем 1946 и маем 1948 года или в июне 1967 года была Палестина, и которые потеряли свои дома и средства к существованию в результате арабо-израильского конфликта 1948 года” /54, 49/.

Некоторые авторы рассматривают палестинцев, как потомков жителей Палестины, в том числе проживавших там ещё до заселения земли евреями, т. е. до XII века до нашей эры. Были предложены две взаимоисключающие версии их происхождения -либо от хананеев, либо от филистимлян /13/. Обе версии опираются на ассимиляцию каждого из этих этносов с потомками иных народов, в течение прошедшего исторического периода оказавшихся на этой территории — египтян, вавилонян, евреев, греков, персов, римлян, турок, арабов, хеттов. Считается, что местное население, сформировавшееся как результат этой ассимиляции и метизации, после вторжения на эти земли в VII веке н. э. арабов приняло ислам, а затем постепенно перешло на арабский язык /13/.

В рассмотрении версии о возможном происхождение палестинцев от хананеев следует различать две большие общности племен хананеев — северные (приморские) хананеи, известные в истории под греческим именем “финикийцы”, и южные (горные) хананеи /13/. Первые жили на побережье современного Ливана. Государства не имели, жили в небольших самостоятельных городах, говорили на арамейском языке, близком древнееврейскому. В период исламской экспансии подверглись арабскому влиянию, перешли на арабский язык, хотя полностью не вполне ассимилировались. Современное государство северных ханаан — Ливан /13/. Южные хананеи жили на территории библейского Ханаана /13/. Выше говорилось, что население этой земли не было однородным: помимо собственно финикийцев (северных хананеян) здесь жили разрозненные племена аморитов, хеттов и хурритов, а также йевуситов и хивитов. Все эти племена постепенно растворились среди арамейцев и финикийцев. Своего государства у южных хананеев также никогда не было /16/.

Первоначально палестинцами называли филистимлян, которым Палестина обязана своим названием /65, 66/. После подавления Римом восстания евреев Иудеи под руководством Бар-Кохбы земли Иудеи Рим присоединил к существовавшей тогда римской провинции Сирии. Стремясь навсегда исключить из обращения само название “Иудея”, римский император Адриан заменил его в 117 году н. э. словом “Палестинская Сирия” или “Палестина” [23]/65, 66/. В Средние Века название “Палестина” стало ассоциироваться с библейской Святой Землей и сохранилось за всей областью бывшей Иудеи на восточном побережье Средиземного моря между Египтом и Сирией, включая Галилею, Петрею (Заиорданье) и Самарию [24], [25] /64, 65/. Таким образом, в течение длительного периода до возникновения в 1948 году государства Израиль палестинцами именовали “всех обитателей историко-географического региона Палестина”, включая евреев, арабов, бедуинов, друзов, турок, греков, армян, персов и др. /66, 65, 71, 72/.

После “Шестидневной войны” 1967 года название “палестинец” закрепилось именно за арабами, парадоксально сузившись в своей принадлежности, и стало употребляться в смысле “арабский народ Палестины”, а потом короче — “палестинский народ”, что трансформировалось в “палестинских беженцев” [26] /2, 13/.

Исторических свидетельств какого-либо родства нынешних “палестинцев” арабского этноса с филистимлянами, являвшихся этническими греками, нет /39/.

Ряд авторов считают, что отнесение палестинцев (“палестинского народа”) к арабскому этносу несостоятельно, как, вероятно, и отнесение их к какому-либо иному определенному этносу вообще /71, 73, 72/. Также отмечено, что до 1967 года, в том числе в период 1948-1967 годов, когда Западный берег реки Иордан был под контролем Иордании, а сектор Газа — под контролем Египта, понятия “палестинский народ” не существовало /13, 65, 66/. Есть мнения, что проблема палестинских беженцев политически и религиозно мотивирована в масштабах исторической многомиллионной миграции населения в катаклизмах и войнах [27] /49, 82, 52/.

15 ноября 1988 года в Алжире на сессии Палестинского национального совета (высшего совещательного органа Организации освобождения Палестины — “ООП”) большинством голосов провозглашено Палестинское государство /63/. Предполагаемую территорию Палестинского государства ООП не контролировала /33/. Ранее Палестинское государство или иное отдельное государство палестинцев (“палестинского народа”) не существовало /73, 31, 24, 64, 67, 2, 33, 66/. По состоянию на сентябрь 2015 года независимость государства Палестина признали 136 государств-членов ООН, более половины которых составляют арабские страны, страны ислама и страны, в которых велика доля мусульманского населения /83, 84, 85/.


Примечания

[1] Выводы и предложения, содержащиеся в этой статье, отражают исключительно мнение автора.

[2] Здесь и далее придерживаемся принятого в настоящее время определения Палестины: историческая область на Ближнем Востоке, охватывающая территории современных Израиля, Иордании, Западного берега реки Иордан, сектора Газа, Голанских высот, а также частей Сирии и Ливана. Простирается в северной ее части от Сидона (на побережье Средиземного моря) до Дамаска, в южной части — от Рафиях до залива Кааба. При этом Синайский полуостров считается отдельной географической зоной /2/.

[3] Несколько позднее евреев в эти края с запада пришли в поисках территорий другие группы людей эгейского происхождения, бывшие беженцами с Крита и/или искателями приключений с Эгейского моря /10/. Эгейские (греческие) соперники были названы евреями “плиштим”, что переводится как “чужеземцы, пришельцы”, а в современном варианте звучит как созвучное “филистимляне”. Между еврейскими и греческими пришельцами разгорелась война за обладание землей Ханаана. Победили евреи. Остатки побежденных греческих соперников осели на прибрежной равнине в образовавшихся городах Гат, Ашдод, Экран, Газа и Ашкелон, куда они принесли культ их верховного бога Дагона, известного нам как Посейдон /11/. Впоследствии потомки филистимлян ассимилировались и растворились в местном населении. Прибрежная полоса земли, простиравшаяся к Египту и соседствующая с заселенными преимущественно евреями Иудеей, Идумеей и Галилеей стала по созвучию называться Палестиной, а первыми палестинцами были греки /12/.

[4] Пришедшие в Ханаан евреи поначалу не смешивались с другими народами, как было предписано их законами, хотя по свидетельству Библии одиннадцать из двенадцати сыновей легендарного Иакова женились на ханаанских женщинах. Позднее еврейский этнос начал вбирать в себя местных обитателей, и к VIII веку до н. э. племена, которые населяли Ханаан до прихода евреев, окончательно растворились среди них /13/.

[5] Некоторые историки трактуют этот период иначе. Например, есть сведения, что еще при жизни Саула Давид создал на юге самостоятельное Иудейское царство с центром в Хевроне, а после смерти царя Саула и семи лет последующей борьбы объединил Израильское и Иудейские царства /11/.

[6] С этого времени место сооружения храма гору Мориа стали называть Храмовой горой или горой Сион, упомянутой в библии в связи с гумном Орны Иевусеянина, купленным царем Давидом для жертвенника, жертвоприношением Исаака (Ицхака) и др. эпизодами /138, 140, 141/. В начале I тысячелетия до н. э. Храмовая гора однозначно называлась “Горой Сион”, однако сегодня общеупотребительным названием является “Храмовая гора” /138, 139/.

[7] Самой ранней датой, относящейся к личности еврейского происхождения (сыну царя Омри и правителю Израиля) иудею Ахаву, упомянутому в Библии /148/ и исторически подтвержденному в клинописных ассирийских погодных записях времени Саргона Ассирийского, является 853 год до н. э. /149/.

[8] Камень Основания, называемый также Краеугольным камнем, является одним из главных символов иудаизма, считающего его краеугольным камнем мироздания, откуда Господь начал сотворение мира /128, 129/. Находится сегодня внутри Мечети Скалы и почитается в исламе /129/.

[9] Инициатива воссоздания в Палестине еврейского государства возникала и ранее. Так, за 118 лет до Бальфурской декларации появилась прокламация Наполеона, изданная им в апреле 1799 года в Палестине под стенами осажденной крепости Акко. В этом документе Наполеон, обращаясь к евреям, называл их законными наследниками Палестины и призывал возвратиться на отнятые у них земли в свое отечество, обещая поддержку Франции после падения Акко и вхождения его армии в Иерусалим. Однако после вмешательства в африканский конфликт английского флота французские войска вынуждено вернулись в Египет, план Наполеона реализован не был /142-144/.

[10] В то время около половины земли Палестины находилось в государственном подмандатном владении Великобритании /38/.

[11] Свою этническую принадлежность декларируют сегодня Дания, Норвегия, Польша, Исландия и др. /40/.

[12] А также “прикомандированные” подразделения Саудовской Аравии, Алжир, Йемена и ряда других арабских государств /42/.

[13] Аннексия — насильственное политическое присоединение страны или части ее к другой стране /43/.

[14] Оккупация — занятие чужой территории военной силой /12/.

[15] После чего Трансиордания переименовалась в “Иорданское Хашимитское королевство” (Королевство Иорданию) /47, 48/.

[16] По мнению западных историков только четверть палестинских беженцев изгнана из страны израильской армией /2/.

[17] В августе 2005 года Израиль вывел из сектора Газа свои войска и ликвидировал свои поселения /57/. В июле 2007 года в секторе Газа произошел исламистский переворот, в результате которого власть получил ХАМАС /57/.

[18] Весной 1982 года Израиль полностью вернул Синайский полуостров Египту /58/.

[19] В 1970 году Израиль предоставил проживающим там сирийским гражданам (к настоящему времени их количество выросло до 39 тысяч человек /59/) израильское гражданство. В 1981 году Израиль принял закон об аннексии контролируемой им части Голанских высот /59/.

[20] В ходе “Шестидневной войны” около 300 тысяч беженцев покинули занятые Израилем территории. Из них 120 тысяч составляли люди, ранее бежавшие с территорий, перешедших к Израилю в войне 1948-1949 годов /54/.

[21] В 1980 году Кнессет провозгласил Иерусалим единой и неделимой столицей Израиля /44/.

[22] Изначально определение “палестинские беженцы” относилось ко всем, кто был вынужден покинуть места своего проживания в Палестине в результате войны 1948-1949 годов, т. е. в равной мере как к арабам, так и к евреям /54, 62/. По решению ООН статус “палестинский беженец” стал исключительно арабским и передается по наследству детям, внукам, правнукам и т. д., что не имеет прецедентов в истории, поскольку способствует сохранению ситуации и усугублению ее во времени. В результате подобной практики за прошедшие пятьдесят лет количество палестинских беженцев выросло с 650 тысяч до 4,7-5,1 млн. человек (данные расходятся) /152/.

В соответствии с мандатом ООН агентство по делам палестинских беженцев (UNRWA) предоставляет палестинским беженцам гуманитарную помощь, медицинские и образовательные услуги, но вопросы расселения, трудоустройства и гражданских прав не рассматриваются /54/. В результате палестинские беженцы существуют на подачки современного общества без полноценной интеграции в него.

Из отчетов UNRWA следует, что около 20 % палестинских беженцев нашли постоянное местожительство в арабском мире уже в первые годы миграции, но их интеграция приостановлена инициативой Сирии и Ливана, заявлявшими, что “решение проблемы беженцев устранит живое свидетельство преступлений, совершенных Израилем против арабского народа” /54/. В 1952 году Лигой арабских государств принято решение не предоставлять палестинским беженцам гражданство арабских стран с тем, чтобы не лишать их своей особой идентичности и защитить их право на возвращение на родину /54/.

[23] До того времени Филистией (греческое слово., в современном звучании — Палестиной) называли узкую полоску земли вдоль южного побережья Средиземного моря) /64/.

[24] Древняя Палестина представляла собой Святую Землю библейской традиции, родину иудаизма, а впоследствии и христианства /67, 68/. В Коране название “Палестина” не встречается /69/.

[25] В отличие от исчезнувших хананеев и филистимлян еврейское присутствие в Палестине никогда не прерывалось, что определяет их историческое право на территорию и лишает смысла вопрос о происхождении палестинцев /31, 70/.

[26] Это искажает смысл, перенося акцент с исторической части проблемы беженцев на ее этническую составляющую.

[27] В частности, тенденциозность проявляется созданием в ООН двух агентств по делам беженцев — UNRWA для палестинских беженцев и UNHCR для несоизмеримо большего числа беженцев остального мира. Результаты деятельности UNRWA можно проиллюстрировать цитатой из аналитики Бременского университета:

“Подавляющее большинство населения не испытывает необходимости делать что-либо для того, чтобы “поднять” своих отпрысков. Большинство детей сыты, одеты, вакцинированы и учатся в школах благодаря ооновской UNRWA. UNRWA загоняет палестинскую проблему в тупик, классифицируя палестинцев как “беженцев” — не только тех, кто был вынужден покинуть свои дома, но также и всё их потомство. UNRWA щедро финансируется Соединенными Штатами (31 %) и Евросоюзом (около 50 %)… Благодаря такой щедрости Запада почти всё население Газы живёт в зависимости. Одним из результатов этой нелимитированной благотворительности является нескончаемый демографический бум. Между 1950 и 2008 годами население Газы выросло с 240 000 до 1,5 миллиона человек. Запад, собственно говоря, создал в Газе новый ближневосточный народ, который, если сохранятся имеющиеся тенденции, достигнет в 2040 году трёх миллионов. Запад платит за еду, школы, медицинское обслуживание и жильё, в то время как мусульманские страны помогают с оружием. Не скованная такой морокой, как необходимость зарабатывать себе на жизнь, молодёжь имеет массу времени для рытья туннелей, контрабанды оружия, сборки ракет и пальбы” /74/.

Еще одним следствием отмеченного демографического бума в условиях филантропических западных подачек стал резкий всплеск плотности населения сектора Газа. За короткий срок этот показатель превысил пределы цивилизованного размещения и грозит дальнейшим ростом с еще большим ухудшением условий жизни. Вот цифры, взятые подсчетом последних данных из средств массовой информации: плотность населения в секторе Газа больше аналогичного показателя на Западном берегу реки Иордан примерно в 10 раз, в Израиле — в 12 раз, в Великобритании — в 20 раз, в Германии — в 22 раза, в Китае — в 34 раза, во Франции — в 48 раз, в США — в 151 раз, в России — в 574 раза /63, 39, 75, 76-81/.

Разногласия по принадлежности культовых мест и символов

Если рассмотренная историческая сторона вопроса в целом может быть оценена и принята в обсуждении разногласий, то сакральная часть существующей проблемы стала наибольшим камнем преткновения в поиске компромиссных решений. Иерусалим, город единого фундамента мировых религий наряду с другими религиозными святынями Палестины — вот то, что придает спору о территориальных правах особую остроту.

Для мусульман всего мира святость Иерусалима неоспорима, но в Коране Иерусалим не упомянут [28] /69/. Основным аргументом в решении вопроса о принадлежности Иерусалима (в мусульманском мире — Байтульмукаддаса) является мечеть Аль-Акса, третья по значимости святыня ислама [29]. Название мечети переводится как “Дальняя мечеть” и указывает на расстояние между ней и Масджид аль-Харам — Заповедной мечетью, находящейся в Мекке. История создания этой святыни уходит в далекое прошлое. Первоначально мечеть была небольшим молитвенным домом, построенным в 636 году халифом Умаром ибн аль-Хаттабом на развалинах разрушенного римлянами иудейского Второго Храма [30] /92, 93, 94/. Впоследствии халифом Абдул-Маликом ибн Марваном начаты работы по расширению мечети, которые были закончены его сыном Аль-Валидом в 705 году. Землетрясением 746 года мечеть полностью разрушена и в 754 году восстановлена халифом из династии Аббасидов Аль-Мансуром, а затем в 780 году реконструирована его преемником аль-Махди. Землетрясение 1033 года разрушило большую часть Аль-Аксы, но два года спустя халиф Али аз-Зихир построил другую мечеть, которая стоит по сей день. Сегодня Аль-Акса — это мусульманское название Храмовой горы и комплекса мечетей [31], построенных на месте разрушенного иудейского Второго Храма /93/. Во время периодических реконструкций различные правящие династии арабского халифата внесли отдельные изменения в конструкцию мечети, включая купол, фасад, минбар, минареты и пр. Реконструкции и ремонты мечети были и в более поздних столетиях /94/.

В Иерусалиме сохраняются другие памятные для мусульман места, связанные с почитаемыми в исламе пророками, в том числе Ибрахимом (библейским Авраамом), Сулейманом (библейским Соломоном), Якубом (библейским Йаковом), Закарием, а также колыбель чтимого в исламе Иисуса /97/. Наряду с мечетью Аль-Акса в исламе особо отмечена мечеть “Купол Скалы”.

Следует заметить, что культовые памятники Иерусалима и ряда других мест на территории Палестины относятся к персонажам древнего иудаистского Ветхого Завета, заимствованным христианством и исламом и почитаемым последним под измененными именами: библейский Авраам стал в исламе Ибрахимом, Давид — Даудом, Соломон — Сулейманом, Моисей — Мусой [32], [33], [34].

В оценке сакральной значимости Иерусалима для мусульман и иудеев важна такая деталь: мусульмане в молитве обращают лицо к Мекке, иудеи — к Иерусалиму [35] /69, 68, 132/.

Сегодня к палестинским беженцам относят 4,7 млн. человек /42/, однако по мнению некоторых авторов только 1% из них являются беженцами в общепринятом значении этого термина /54/. Свыше миллиона живут в лагерях Сирии и Ливана /49, 105/, причем в последнем условия проживания существенно хуже, чем на Западном берегу реки Иордан /49/. Все же арабский мир видит проблемы арабского населения Палестины именно в существовании государства Израиль. Поскольку наряду с арабами мусульмане Ирана и других народов ислама призывают к уничтожению Израиля, некоторые авторы считают, что мусульманские народы вообще не хотят иметь на Ближнем Востоке немусульманское государство /27, 49, 134, 135, 150, 151, 153/.


Итоги сказанного

1. Еврейское присутствие на земле Палестины возникло в середине второго тысячелетия до н. э. и с этого времени сохраняется там постоянно: с XI века до н. э. по I в. н. э. и с середины XX века по настоящее время — в форме еврейских государств, в прочие периоды — в племенных поселениях в рамках еврейской религии, языка и культуры. Постоянное проживание евреев на этих землях на протяжении трех тысяч лет позволяет определить их как коренное население Палестины.

2. Неопределенность содержания понятия “палестинец” (палестинский народ) допускает несколько трактовок исторического присутствия палестинцев в доказательство их права на эти земли.

Версия 2.1. Если рассматривать палестинцев как отдельный народ, то следует признать формирование его на земле Палестины из представителей разных этносов и религий, живших там с позволения захватывающих в тот или иной период власть над Палестиной иудейских монотеистов, римских язычников, персидских мусульман-шиитов, византийских язычников и христиан, арабских мусульман-суннитов, христиан-католиков крестоносцев, турецких мусульман-суннитов и др. Государства, именуемого Палестинским, не существовало, нет и не было палестинского языка и самобытной палестинской культуры /154, 155/.

Версия 2.2. Если рассматривать палестинцев как потомков хананеев, то северные (приморские) хананеи, именовавшиеся финикийцами, жили на входящей тогда в состав Палестины территории современного Ливана и в настоящее время, ассимилировавшись среди арабов, являются частью населения Ливана. Южные (горные) хананеи подверглись метисации с местными племенами и впоследствии растворились среди финикийцев или племен, живших на входящей тогда в состав Палестины территории Сирии; в настоящее время, ассимилировавшись среди арабов, они являются частью населения Сирии. Государства у хананеев не было.

Версия 2.3. Если рассматривать палестинцев как арабов, то появление арабов в Палестине датируется VII веков н. э., т. е. почти через два тысячелетия после заселения там евреев.

В каждой из рассмотренных версий одно остается неизменным — история не знает государства палестинского народа, палестинского языка, палестинской культуры.

3. По критерию приоритетности заселения территории сформировавшимся этносом в рамках его государственного устройства (по историческому праву) евреи Израиля имеют приоритет в праве на территорию Палестины, с которой они наследственно связаны 3-тысячелетней историей.

4. Говорить о восстановлении Палестинского государства в границах до 1967 года неправомерно в связи с тем, что такого государства не было ни в этих границах, ни в каких-либо иных.

5. С XI века до н. э. по I в. н. э. в течение тысячелетия Иерусалим был столицей еврейского государства /11/. Поскольку ничьей иной столицей Иерусалим не был, говорить о восстановлении Иерусалима в качестве столицы какого-либо государства, кроме еврейского, также неправомерно.

6. Культовые символы иудаизма в Иерусалиме и ряде других мест на территории Палестины относятся к персонажам и памятникам древнего иудаистского Ветхого Завета, заимствованным христианством и исламом и почитаемым в этих религиях под измененными именами и названиями (иудейский Авраам стал в Исламе Ибрахимом, Давид — Даудом, Соломон — Сулейманом, Моисей — Мусой).

7. Главная святыня ислама мечеть Аль-Акса и Мечеть Скалы построены на месте разрушенного Второго Храма — главной святыни иудаизма, воздвигнутой евреями в столице Иудеи городе Иерусалиме с основанием там иудейского храма три тысячи лет назад.

8. В Восточной части Иерусалима Старом городе находятся культовые памятники трех мировых религий (иудаизма, христианства и ислама) — Храмовая гора, Стена Плача, Голгофа, Храм Гроба господня, комплекс Аль-Харам аль-Шариф с мечетью Аль-Акса и Мечетью Скалы, множество церквей, сакральные места и др.

Таким образом, факты истории заставляют говорить о приоритетности появления евреев на территории Палестины. Культовые места и персонажи иудаизма, взятые позднее в христианство и ислам, также по приоритету являются прежде всего еврейскими.


Пути решения

Можно представить себе несколько путей решения ближневосточной проблемы с отчетливым осознанием того, что любой из них неизбежно вызовет противодействие внутри каждой стороны по причинам религиозным, политическим или шовинистическим.

Вариант 1. Аннексия Израилем территорий Западного берега реки Иордан и сектора Газа

Мир знает много случаев силового решения территориальных споров. США в 1810 году аннексировали часть территории Западной Флориды, в 1845 году — Республику Техас, в 1846 году — республику Калифорния, в 1898 — Гавайские острова /108, 109, 110, 111/. Великобритания в 1833 году аннексировала Фолклендские острова, в 1914 году — Кипр /112, 113, 114/. В 1848 году Франция захватила Алжир, в 1863 году Испания — Доминиканскую республику /110, 115, 116/. Япония в 1879 году захватила острова Рюкю, в 1910 — Корею /117, 118/. В 1938 году Германия аннексировала независимую Австрию /119/. В 1961 году Индия оккупировала и аннексировала Португальскую Индию, в 1975 году — Сикким /120, 121, 122/. В том же 1975 году Марокко оккупировала и аннексировали Испанскую Сахару /123/, а Индонезия аннексировала Восточный Тимор /66/. В истории Советского Союза был захват прибалтийских республик, частей Финляндии и Польши /122/. Приведенный перечень может быть продолжен.

Такое решение вызовет протест мусульманских стран с возможными экономическими санкциями мирового сообщества в отношении Израиля. Другим последствием для Израиля [36] явится значительное возрастание в Израиле доли граждан нееврейской национальности, что при больших темпах прироста мусульманского населения в сравнении с темпами прироста еврейского населения /75, 60, 39/ и определенном “Декларацией независимости” равноправии граждан всех этнических групп вне зависимости от их вероисповедания /41/ приведет в близкой перспективе к мусульманскому большинству в Кнессете и утрате Израилем статуса еврейского государства. Уже с момента принятия подобного решения возможен значительный всплеск терроризма внутри страны, особенно в зонах специфического скопления еврейского населения. При высокой доле правонарушений, совершаемых в настоящее время палестинскими арабами /106/, вырастет бытовая преступность. Изменятся условия проживания граждан. У государства возникнет необходимость компенсировать нынешние миллиардные дотации дефицитного бюджета Западного берега реки Иордан и сектора Газа /74/. В повестку дня будут поставлены многие новые неотложные задачи, потребующие усилий общества и ресурсных вложений.

Вариант 2. Создание на территории Палестины еврейского государства Израиль в границах после 1967 года и Палестинского государства в границах территории Западного берега реки Иордан и сектора Газа [37], [38]

Создание Палестинского государства даст палестинскому народу шанс на построение независимого общества, религиозного или светского — по выбору населения. Трудностей на этом пути встретится немало. Объем материальной и денежной помощи мирового сообщества, поступающей сегодня палестинскому народу, вряд ли будет сохранен после решения территориальных споров. Можно предвидеть будущие хозяйственные проблемы Палестинского государства и его социальные проблемы вплоть до гуманитарной катастрофы. Неизбежными кажутся внутренние политические противоречия, связанные с изменением статуса территориального образования.

Для Израиля это решение обернется внутренними проблемами с его гражданами, живущими в поселениях на территориях Западного берега реки Иордан и сектора Газа /107, 39/. Возможные трудности хозяйства и социальные противоречия возникшего в непосредственном соседстве Палестинского государства способны перерасти в вооруженное противостояние, подогретое религиозным фанатизмом, внешней и внутренней пропагандой. В таком случае террористические атаки исламских фундаменталистов на Израиль с территории Палестинского государства могут вынудить его в качестве ответных мер использовать свой опыт 1967 года и опять прибегнуть к оккупации, а затем и к аннексии отведенной Палестинскому государству территории. Эти действия приведут к человеческим жертвам с двух сторон и значительным экономическим затратам, но в отличие от результатов военных действий 1967 года не могут быть оспорены, явившись мерами по обеспечению безопасности утвердившегося во времени государства с устойчивой экономикой и сформированной структурой при наличии перманентной угрозы со стороны ближайшего соседа. В конечном счете это решение либо даст народам Палестины шанс на развитие добрососедских отношений, либо сдвинет баланс сил в патовой ближневосточной ситуации в сторону легитимности возникающего положения.


Мнение автора

Современное международное право трактует аннексию как один из видов агрессии и теоретически влечет за собой международную правовую ответственность, хотя на практике это положение труднореализуемо /111/. Но не менее важно другое: даже при историческом приоритете евреев было бы неправильно изгонять палестинцев с земли, где некогда жили они и их предки. Это противоречит принципу справедливости, веками формировавшемуся в мировоззрении евреев. Люди, именуемые палестинцами, сегодня вправе наряду с евреями жить на земле Палестины. А сакральные символы, священные в нескольких культах, должны быть равнодоступны для адептов заинтересованных религий.

Подход с позиции гуманизма и здравый смысл позволяют рассматривать следующие шаги к мирному урегулированию ближневосточной проблемы.

1. Признать право обоих народов, евреев и палестинцев, на проживание в ближневосточном регионе в рамках двух раздельных государств, еврейского и Палестинского.

2. Признать факт существования в ближневосточном регионе государства Израиль и Палестинского государства [39], [40], [41], как не подлежащий переосмыслению.

3. Считать Иерусалим неотъемлемой частью Израиля по историческому приоритетному праву Израиля и учитывая, что Иерусалим за весь период его существования был столицей этнического еврейского государства и никакого иного.

4. В связи с расширением границ Иерусалима [42] в ходе его исторического развития уточнить и определить его современные границы.

5. Признать историческую первичность в Иерусалиме культовых мест иудаизма по отношению к культовым местам христианства и ислама при их полной равнозначности.

6. Признать культовые места и памятники на территории Иерусалима и в целом ближневосточного региона достоянием и собственностью соответствующих конфессий, требующими равноуважительного отношения всех сторон, а также культурными ценностями всего человечества.

7. Государству Израиль и Палестинскому государству, на чьих территориях окажутся культовые места и памятники, по согласованию с представителями соответствующих конфессий обеспечить необходимый безопасный доступ к ним, условия надлежащей эксплуатации и поддержания этих мест и сооружений, окружить культовые места вниманием и должным уважением.

8. Израилю и Палестинскому государству провести размежевание, исходя из границ Палестинского государства в пределах территории Западного берега реки Иордан и сектора Газа.

9. Государству Израиль и Палестинскому государству прекратить взаимные претензии, признать суверенитет друг друга и право жить в мире и безопасности в согласованных границах, не подвергаясь угрозам силой или ее применению.