Лукер (история еврейского кантониста)
В нашей семье есть легенда о том, что дед моей бабушки Лукер был кантонистом, что он отдал двадцать пять лет своей жизни российской армии и в награду за примерную службу получил надел земли на Украине. В середине девятнадцатого века он перевез семью на донецкую землю и основал еврейскую колонию Затишье на территории нынешнего Волновахского района. К сожалению, ни фото, ни даже имени его не сохранилось.
Наще поколение знает мало о кантонистах и службе евреев в царской армии, об этой ужасной странице еврейской истории.
Сегодня я помещаю на сайте материал Зиновия Гордона о его родственнике- кантонисте, Липе Соркине. (Фото слева).
Вместе с родителями уходит часть Вселенной, жить в которой мы привыкли с момента нашего появления в этом Мире. Мы теряем что – то надёжное, часть нашей жизни. Спохватившись, мы понимаем, что потеряли возможность получить сведения и знания, которые не найдёшь ни в трудах специалистов, ни в интернете. Эти знания, сведения хранились в головах наших родителей. Не успев задать вопросы своим родителям, не получив ответ мы теряем часть Мироздания.
После смерти мамы моей жены Немировской – Соркиной Гуты Моисеевны остался архив: письма с фронта от мужа в виде треугольников, фотографии, свидетельство о рождении 1915 года, выданным синагогой города Сталино. На одной фотографии был изображён красивый пожилой человек с ухоженной бородой и с усами. Жена не знала чья эта фотография. Только недавно, разговаривая по скайпу с троюродным братом жены, мы выяснили, что это фотография прадеда жены, Соркина Липы, человека сложной судьбы, сумевшего сохранить себя, веру свою иудейскую, то что мы называем «идишкайтом».
Липа Соркин прошёл путь мальчика - кантониста и 25-летнюю службу в царской армии.
Родился Липа в черте оседлости на территории, аннексированной Российской Империей после уничтожения и раздела Речи Посполитой. Вместе с территорией Россия получила и несколько миллионов евреев. Положение евреев резко ухудшилось. Россия своим законодательством ограничила евреев в гражданских правах: лишила их права передвижения и жительства в центральных областях России, запретила евреям владеть землёй и заниматься сельским хозяйством, Перекрыла им возможность получения образования и профессии. Зато, в царскую армию,служба в которой длилась 25лет, из каждых 1000 мужчин забирали 9 человек, что втрое превышало норму призыва для остальных жителей империи. Кроме того, по еврейским местечкам рыскали «ловцы», которые хватали еврейских мальчиков старше 10лет и отправляли в кантонистские школы, где они содержались до 18 лет, а затем призывались в царскую армию на 25 лет. Этих детей принудительно обращали в христианство, присваивали новые имена и фамилии. Редко кому удалось запомнить его имя и фамилию, сохранить веру иудейскую. Смертность среди еврейских мальчиков доходила до 50 – 60%.
Страшным было расставание: матери, пока были силы, бежали за повозками, увозившими их сыновей, крича им вслед: "Сохрани веру свою! Помни имя свое!". А повозки, набитые до отказа перепуганными детьми, увозили их на восток, в ужасную неизвестность. Пока дети ехали через местечки, еврейские женщины подкармливали их, но за пределами "черты" на сострадание не приходилось рассчитывать. Над "жиденятами" издевались из-за странной одежды, длинных прядей волос, характерной внешности, незнания русского языка. Их оскорбляли, бросали вслед камни, мазали губы салом.
А.Герцен в "Былом и Думах" описал свою встречу с командой призванных в армию еврейских детей, которых гнали в глубь России. Офицер, возглавлявший команду говорит:
"Видите, набрали ораву проклятых жиденят с восьми-девятилетнего возраста. Во флот, что ли, набирают, — не знаю. Сначала было их велели гнать в Пермь, да вышла перемена — гоним в Казань. Я их принял верст за сто. Офицер, что сдавал, говорил: беда и только, треть осталась на дороге (и офицер показал пальцем в землю). Половина не дойдет до назначения, — прибавил он —мрут, как мухи."
Привели малюток и построили в правильный фронт. Это было одно из самых ужасных зрелищ, которые я видал — бедные, бедные дети! Мальчики двенадцати, тринадцати еще кое-как держались, но малютки восьми, десяти лет... Ни одна черная кисть не вызовет такого ужаса на холст.
Бледные, изнуренные, с испуганным видом, стояли они в неловких толстых солдатских шинелях со стоячим воротником, обращая какой-то беспомощный, жалостный взгляд на гарнизонных солдат, грубо равнявших их; белые губы, синие круги под глазами показывали лихорадку или озноб. И эти больные дети без ухода, без, ласки, обдуваемые ветром, который беспрепятственно дует с Ледовитого моря, шли в могилу".
Власти рассчитывали на то, что еврейские дети в казарме, оторванные от родной среды и принуждаемые командирами, откажутся от от своей веры и своего народа и, в конце концов, перейдут в христианство
Как удалось Липе Соркину выжить и остаться евреем, сейчас сказать трудно. Известно, что родился он ещё при крепостном праве в России, а умер в начале 30-х годов 20 века.
После окончания воинской службы Липа поселился в Крыму, в городе Симферополе. Женился на еврейской девушке по имени Рива – Лея. Он зарабатывал на жизнь кройкой и шитьём. У него было семеро детей, из них пятеро мальчиков. Один сын, Моисей, в 1915 году был мобилизован в русскую армию и погиб в боях в Карпатах, оставив молодую жену с тремя малолетними дочерьми.
Жесточайшие условия службы выковывали из еврейских детей-кантонистов и их потомков "людей твердости необыкновенной", военных профессионалов, сыгравших заметную роль в военной истории России.
Среди них стоит назвать:
Генерал-лейтенант В. Гейман, командир армейского корпуса. Граф М.С. Воронцов назвал его «храбрейшим из офицеров Кавказкой армии» ;
Контр-адмирал С. Кауфман;
Генерал-майор С. Цейль, командир дивизии, погиб на фронте в 1915 г.;
Генерал-майор А. Хануков -, начальник штаба армейского корпуса. Расстрелян в 1918г. за отказ служить в Красной Армии
Вице-адмирал А. Сапсай - начальник штаба Черноморского флота, командир бригады крейсеров,;
Генерал-адъютант, генерал от артиллерии Н. Иванов - Главнокомандующий Юго-Западным фронтом.
Генерал-адьютант, генерал от инфантерии М.Алексеев - главнокомандующий армиями Западного фронта. начальник штаба Ставки Верховного Главнокомандующего
Генерал П. Гейсман - командующий 16-м армейским корпусом
Генерал от артиллерии М. Арнольди
Контр-адмирал Я. Кефали;
Генерал Н. Козлов, начальник Военно-медицинской академии.
Генерал армии Яков Крейзер, первым из советских военачальников ставший Героем Советского Союза в июле 1941г. В «Воспоминаниях и размышлениях» маршал Г.К. Жуков пишет: « ... 30 июня 1941 года, совершив изнурительный 700–километровый марш, к Борисову подошла 1-я Московская мотострелковая дивизия под командованием полковника Я.Г. Крейзера. В пору всеобщего отступления он совершил невозможное: остановил отборную гудериановскую дивизию, зажал ее передовой полк своими стальными тисками, а остальные полки принудил остановиться по ту сторону Березины...
Дивизия Крейзера 14 дней не давала гитлеровским полчищам развивать наступление вдоль автострады Минск – Москва. Это потом благотворно сказалось на общефронтовой обстановке, позволило выиграть время для организации обороны Москвы...»
«Народы обретают свободу на поле боя. Без еврейских батальонов сионизм невозможен». Основателем Еврейского Легиона является сын кантониста, русский офицер, полный Георгиевский кавалер Иосиф Трумпельдор. В его честь названы сионистские военизированные формирования БЕЙТАР (Завет Трумпельдора).
В России проживают, по подсчётам специалистов, более миллиона потомков еврейских кантонистов, не подозревающих о своих еврейских корнях.
Дополнительно, ранее выложенные статьи по теме: