История кровавых наветов и дел против евреев (обзор)
Статья на wikipedia (история вопроса и список кровавых наветов от древности до наших дней)
Кровавый навет на евреев и ранних христиан появился ещё в античное время — в Римской империи и восходит к первым столетиям нашей эры.
В христианской Европе кровавый навет на евреев базировался на убеждении в их причастности к страданиям и распятию Иисуса Христа. Активно навет начал распространяться с XII века: вначале как обвинения в ритуальных убийствах, а с XIII века — также и в использовании крови жертв с обрядовыми или магическими целями. Разновидностями кровавого навета стали обвинение восквернении гостии и легенда о евреях-отравителях.
Эти обвинения неоднократно опровергались начиная с германского императора Фридриха II Гогенштауфена и папы Иннокентия IV, издавшего в 1247 году специальную буллу. Запреты возводить на евреев кровавый навет издавали чешский король Пржемысл II Отакар (1254), папа Григорий X (1272), император Рудольф I Габсбург (1277), герцог Альбрехт I Австрийский (1293), чешский корольВацлав II (1300), папа Мартин V (1422) и многие другие светские и духовные лидеры. Самое резкое порицание зачинщикам кровавых наветов было вынесено в специальной булле папы Николая V(1447). Однако это не останавливало обвинителей, руководствовавшихся как религиозными, так и корыстными мотивами. Кровавые наветы сопровождались арестами, пытками, казнями, погромами и резнёй, нередко уничтожением или изгнанием целых еврейских общин. В XV—XVII веках в обвинениях появился новый мотив — якобы использование евреями христианской крови при выпечкемацы.
Кульминация навета в Европе пришлась на XV—XVI века, но в восточной Европе (в частности в Польше и Литве) он сохранился и позднее — до XVIII—XIX веков.
Некоторые из самых известных:
Собор принял ряд антиеврейских решений. Евреям предписывалось обязательное ношение отличительного знака на одежде или традиционной еврейской конической шапки. Запрещалось посещать бани и таверны, принадлежащие христианам, держать христианскую прислугу.
Еврейским врачам не разрешалось иметь пациентов-христиан. Еврей, сожительствующий с христианкой, наказывался выплатой крупного штрафа. Евреям также воспрещалось строить новые синагоги. Христианам было запрещено участвовать в еврейских праздниках. Для евреев был установлен запрет выходить из своих домов до 12 часов дня в воскресенье и в дни католических праздников
Кровавый навет на Родосе — случай кровавого навета на евреев — произошёл в феврале 1840 года на острове Родос, находившегося в то время под властью Османской империи.
Поводом явилось исчезновение христианского мальчика. Евреи были обвинены в ритуальном убийстве с целью получения крови для приготовления мацы на еврейскую пасху.
Обвинение исходило от греческой православной общины при активном участии консулов нескольких европейских государств, включая Великобританию, Францию, Австрийскую империю, Швецию иГрецию. Османский губернатор Родоса, в отличие от своих предшественников, всегда отрицавших реальность обвинений в кровавом навете, поддержал обвинение в ритуальном убийстве. Было арестовано несколько евреев, некоторые из которых сделали ложные признания под пытками, и весь еврейский квартал был заблокирован на двенадцать дней.
Процесс (1894—1906) по делу о шпионаже в пользу Германской империи, в котором обвинялся офицер французского генерального штаба,еврей родом из Эльзаса (на тот момент территория Германии) капитан Альфред Дрейфус (1859—1935). Процесс сыграл огромную роль в истории Франции и Европы конца XIX века.
Обвинение евреев Дамаска в ритуальном убийстве исчезнувшего христианского священника и его слуги в 1840 году.
15 февраля 1840 года произошло исчезновение монаха-капуцина с острова Сардиния отца Томаса и его слуги-грека Ибрагима Амары. Капуцины распространили слух, будто пропавшие убиты евреями с целью использования их крови для выпечки мацы.
Поскольку католики Сирии находились под официальным покровительствомФранции, расследование должно было производиться французским консулом, Ратти-Ментоном. Он решил использовать этот кровавый навет для укрепления позиций Франции на Ближнем Востоке, а монахи — для усиления французского влияния на христианские общинные учреждения Сирии. Дамасский губернатор принял сторону консула и монахов и потребовал от евреев найти пропавших в течение трёх дней.
Несколько евреев было арестовано. Двое из них них умерли под пытками, один (Моше Абулафия) перешёл в ислам, а еврейский парикмахер Соломон Негрин совершил под пытками вынужденное признание в убийстве и оговорил других евреев. Власти Дамаска объявили это признание и якобы обнаруженные останки жертв бесспорным доказательством вины евреев в двойном убийстве. Последовала новая серия арестов и жестоких пыток, дошедшая до того, что 63 еврейских ребёнка были взяты в заложники с целью выпытать у их родителей место, где спрятана кровь жертв.
Согласно Даниэлю Пайпсу,
…в действительности, Дамаское дело имело ужасающие последствия в Европе, где оно вызвало страшные преследования евреев, наиболее масштабные за все годы.
Судебный процесс по обвинению еврея Менахема Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве 12-летнего ученика приготовительного класса Киево-Софийского духовного училища Андрея Ющинского 12 марта 1911 года.
Обвинение в ритуальном убийстве было инициировано активистами черносотенных организаций и поддержано рядом крайне правых политиков и чиновников, включая министра юстиции Ивана Щегловитова.
Процесс состоялся в Киеве (Российская империя) 23 сентября — 28 октября 1913 года и сопровождался, с одной стороны, активной антисемитскойкампанией, а с другой — общественными протестами всероссийского и мирового масштаба. Бейлис был оправдан. Исследователи считают, что истинными убийцами были скупщица краденого Вера Чеберяк и уголовники из её притона однако этот вопрос так и остался неразрешённым. Дело Бейлиса стало самым громким судебным процессом в дореволюционной России.