Как сионизм приравняли к расизму
10 ноября 1975 года в кулуарах Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке царило оживление. Тридцатая сессия Генеральной ассамблеи готовилась принять очередной пакет резолюций, одна из которых носила откровенно скандальный характер.
Соединенные Штаты грозили, что ее утверждение поставит под угрозу само существование ООН. Чтобы избежать скандала, группа стран Северной Европы – Дания, Исландия, Швеция, Норвегия и Финляндия – предложила отложить обсуждение резолюции на будущий год. Но арабские страны и их союзники были непреклонны. Резолюция номер 3379 под названием «Ликвидация всех форм расовой дискриминации» была поставлена на голосование.
В ее тесте содержались цитаты из Мексиканской декларации о равенстве женщины, резолюции Организации африканского единства и Политической декларации неприсоединившихся стран. В одном из этих документов утверждалось, что «международное сотрудничество и мир требуют […] уничтожения сионизма», в другом – что «расистский режим в оккупированной Палестине и расистские режимы в Зимбабве и Южной Африке имеют одинаковое империалистическое происхождение», в третьем содержалось осуждение сионизма как угрозы международному миру. На основании всего этого резолюция ООН номер 3379 содержала постановление: «Сионизм является формой расизма и расовой дискриминации».
Исход голосования был предрешен. Представляя проект резолюции, арабские страны обвинили Израиль в расизме, а сионизм назвали угрозой международному сообществу. В таком же духе высказались выступившие в ходе обсуждения вопроса представители Украинской ССР и Кубы.
Постоянный представитель США в ООН Дэниэл Партик Мойнихэн заявил, что приравнивание сионизма к расизму придаст антисемитизму статус нормы международного права. Он заявил, что Соединенные Штаты никогда не признают этой резолюции и эмоционально призвал все страны воздержаться от этого «позорного акта». Большинство присутствовавших в зале дипломатов сидели в это время со скучающими лицами. Впрочем, Мойнихэн и не надеялся, что кто-то его услышат.
Как вспоминал Мойнихэн впоследствии, еще за несколько лет до голосования в ООН он понял, что СССР, а вслед за ним и его арабские союзники, взяли курс на провозглашение сионизма формой фашизма. По словам дипломата, в этом ему помогла статья известного советского журналиста Владимира Большакова «Антисоветизм – профессия сионистов», опубликованная в «Правде» 29 января 1971 года.
Обвиняя сионистов во всевозможных преступлениях, Большаков, в частности, писал: «Грязным альянсом с гитлеровцами запятнали себя агенты сионистского концерна, орудовавшие в годы войны в странах Западной и Восточной Европы, на оккупированной части территории СССР. Известно немало случаев, когда из числа сионистов гестаповцы выбирали капо в лагерях смерти и специальную «полицию», следившую за порядком в еврейских гетто. «Трагедия Бабьего Яра, — писали в своем письме в «Правду» советские граждане еврейского происхождения на Украине, — навсегда останется олицетворением не только каннибализма гитлеровцев, но и несмываемого позора их сообщников и последователей – сионистов».
Не просто расисты – сообщники и последователи гитлеровцев. Озвученная в «Правде», такова была официальная позиция Советского Союза по отношению к сионизму. Правда, в резолюции ООН фашизм не упоминался. Имя Гитлера упомянул в своем выступлении постоянный представитель Израиля в ООН Хаим Герцог. Это произошло уже после того, как Генеральная Ассамблея подавляющим большинством голосов – 75 «за», 35 «против» при 32-ух воздержавшихся (Румыния, Югославия и Испания в голосовании не участвовали) – утвердила резолюцию, провозглашавшую сионизм формой расизма и расовой дискриминации.
«Гитлер чувствовал бы себя здесь, как дома, — заявил с трибуны ООН Хаим Герцог. — Для нас, еврейского народа, эта резолюция основана на ненависти, лжи и высокомерии, лишена всякого морального или юридического значения. Для евреев это не более чем кусок бумаги, и мы будем рассматривать его как таковой». После этого он, вошедшим в историю решительным движением, разорвал текст принятой Генеральной ассамблеей резолюции.
Правительство Израиля также заявило, что антисионистский демарш ООН не имеет никакого реального значения. «Мы категорически отвергаем принятую Генеральной ассамблеей резолюцию, — заявил премьер-министр Ицхак Рабин. –Это – покушение на само существование Государства Израиль. Деградация ООН достигла предела. Страны, проголосовавшие за эту резолюцию, взяли на себя тяжкую ответственности — они от имени ООН выразили поддержку террористическим организациям».
В преддверии голосования Соединенные Штаты Америки грозили прекратить оказание помощи странам, которые поддержат антисионистскую резолюцию. Впрочем, в действие эту угрозу администрация президента Джеральда Форда так и не привела. Одним из немногих практических шагов в этом направлении стал туристический бойкот Мексики, который объявили еврейские организации США. Впрочем, он продержался лишь около месяца и было отменен после того, как глава мексиканского МИДа Эмилио Оскар Рабаса посетил Израиль.
Голоса протеста против скандальной резолюции ООН доносились даже из-за «железного занавеса». Уже на следующий день после голосования, 11 ноября, в газете «Маарив» появилось сообщение: «Сахаров осуждает осуждение сионизма». «В ходе телефонного разговора с Москвой друзья академика Андрея Сахарова рассказали о его отношении к антисионистской резолюции, — говорилось в ней. – По мнению Сахарова, решение ООН противоречит целям и идеалам этой организации. Более того, оно может привести к усилению антисемитских настроений во многих странах, получившим теперь официальную поддержку». А 31 ноября на Западе было опубликовано заявление 119 советских евреев – «отказников» и активистов еврейского подполья, решительно осудивших резолюцию 3379.
Оглядываясь назад, можно сказать, что лидеры Израиля оказались правы, и никакого практического значения резолюция Генеральной ассамблеи действительно не возымела. Разве что советские ученые, специализировавшиеся на борьбе с сионизмом, получили дополнительный простор для подготовки новых монографий. Особой изобретательностью они, правда, не отличались. Например, выпущенная в 1979 книга профессора Лидии Моджорян так и называлась: «Сионизм как форма расизма и расовой дискриминации». Зато у книги Тараса Клименко, вышедшей в свет в 1986 году, был более хлесткий заголовок: «Сионизм – геноцид в действии». И подобных трудов в те годы было подготовлено немало.
8 ноября 1990 года в Нью-Йорке состоялась конференция, посвященная 15-летию принятия антисионистской резолюции ООН. В мире к тому времени многое изменилось. Дэниэл Патрик Мойнихэн, бывший постоянный представитель США в ООН, стал сенатором. Страны Восточной Европы, пятнадцать лет назад клеймившие сионизм, стремительно налаживали отношения с Израилем. В нью-йоркской конференции приняли участие дипломаты из Чехословакии, Польши, Венгрии, Болгарии. Они говорили о глубокой симпатии, которые испытывают граждане их стран к еврейскому народу и о давлении Советского Союза, вынудившего своих партнеров по соцлагерю выступить против Израиля. А Мойнихэн на это отвечал, что и СССР уже фактически пересмотрел свою позицию по отношению к еврейскому государству. Сенатор выражал надежду на то, что Советский Союз восстановится связи с Израилем и в полном объеме, а антисионистская резолюция ООН канет в лету.
И ведь как в воду глядел американец. Менее, чем год спустя после нью-йоркской конференции, 18 октября 1991 года СССР объявил о возобновлении дипломатических отношений с Израилем. А 16 декабря 1991 года Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию 46/86, отменяющую резолюцию 3379, приравнивающую сионизм к расизму и расовой дискриминации. 111 стран, в том числе СССР, проголосовали в поддержку этого решения, против – 25, воздержались – 13.
Так канула в лету злосчастная резолюция ООН. Но попытки приравнять сионизм к расизму не прекратились. В 2001 году конференция ООН по борьбе с расизмом в Дурбане превратилась в антиизраильский трибунал. Достаточно сказать, что единственным лидером крупного государства, принявшим в ней участие, стал президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Израиль и его ближайшие союзники конференцию бойкотировали.
Различные палестинские и пропалестинские организации также пытаются убедить международное сообщество в том, что Израиль – расистское государство, которому должен быть объявлен тотальный бойкот — как в свое время ЮАР. В отмене резолюции ООН 3379 активисты этих организаций видят сионистский заговор в действии. Они надеются на то, что маятник истории еще качнется в их сторону.
На врезке: фрагмент резолюции ООН №3379. Фото: скриншот сайта ГА ООН.
Источник: https://www.sem40.ru/307352-kak-sionizm-priravnyali-k-rasizmu.html
Дополнительно:
Время, назад! (в продолжение истории с резолюцией ЮНЕСКО о Храмовой Горе и Иерусалиме) (2016)