Дерзость евреев: Переговоры с королем Абдаллой
Иордания входит в пятерку государств, с которыми Израилю приходилось воевать на протяжении всего периода арабо-израильских войн. В то же время хашимитская династия никогда не испытывала особой неприязни к евреям. Дело в том, что короли Иордании происходят из бедуинского рода, а бедуины всегда были скорее друзьями Израиля, чем его врагами. Часть из них даже служит в ЦАХАЛ – в основном в качестве следопытов. Исторически сложилось так, что Иордания всегда воевала с Израилем скорее «за компанию». Каким бы нелепым это ни казалось, но так принято в арабском мире – человек или государство, которое не поддерживает войну или восстание, становится предателем и еще более страшным врагом, чем тот, против которого предполагалось воевать изначально.
В 1947–48 годах, незадолго до создания государства Израиль, были проведены тайные переговоры между Голдой Меир и королем Иордании Абдаллой. В своих мемуарах Голда Меир , объясняя секретность переговоров, приводит слова египетского президента Насера: «Если бы Бен-Гурион приехал в Египет переговорить со мной, его встретили бы дома, как героя-победителя. Но если бы я поехал к нему, то по возвращении меня бы застрелили». Там же она недвусмысленно намекает на то, что последующее убийство короля Абдаллы в 1951 году связано с раскрытием тайны переговоров.
Первая их встреча состоялась в ноябре 1947 года в городе Нахараим на реке Иордан. Абдалла пообещал не вести войну против евреев, сказал, что останется другом еврейского народа, и заметил, что общим врагом Иордании и евреев является муфтий Иерусалима хадж Амин эль-Хуссейн.
В дальнейшей переписке с королем Абдаллой Голда Меир высказала сомнение относительно его искренности. В ответном письме Абдалла писал, что, во-первых, он бедуин, и потому человек чести; во-вторых – король, и потому дважды человек чести; в-третьих – он никогда не нарушит обещания, данного женщине. Однако израильская разведка сообщала противоположную информацию, и в мае 1948 года Голда Меир решила провести еще одну встречу с Абдаллой, чтобы расставить все точки над «i». Король отказался встречаться в Нахараиме и звал ее приехать в Амман.
10 мая Голда Меир вылетела из Иерусалима в Тель-Авив. Была крайне ветреная погода, самолет мог перевернуться уже на взлете, но, тем не менее, до Тель-Авива ей удалось долететь целой и невредимой. На следующее утро она поехала в Хайфу, где встретилась со своим сопровождающим Эзрой Данимом. Он свободно говорил по-арабски, хорошо разбирался в арабских традициях и внешне был похож на араба. Поэтому он надел на голову куфию и не стал предпринимать более серьезных шагов для маскировки. Голда Меир надела традиционное темное арабское платье и изображала жену Данима.
В Амман ехали долго, выбирая самый безопасный путь. По дороге сделали несколько пересадок из машины в машину. Несколько раз пришлось предъявить удостоверения патрульным британцам и трансиорданцам. Документы, естественно, были фальшивыми. В конце концов Меир и ее попутчик добрались до места встречи с Абдаллой.
Голда Меир вспоминает, что король был бледен и встревожен. Он открыто не признался в своем предательстве, а витиевато сказал: «Когда я давал обещание, я думал, что судьба моя в моих руках, и я могу делать все, что считаю правильным, но с тех пор я узнал кое-что другое. Сейчас я один из пяти». Было понятно, что оставшиеся четверо – Сирия, Ливан, Ирак и Египет. «Почему вы так торопитесь провозгласить государство?» – спросил Абдалла. «О народе, который ждал 2000 лет, нельзя сказать, что он торопится», – ответила Голда Меир . «Вы слишком уж полагаетесь на свои танки, – сказал Эзра Даним. – У вас нет настоящих друзей в арабском мире, и мы разгромим ваши танки, как была разгромлена линия Мажино». Даним блефовал – положение с оружием у евреев было тяжелое. Но Абдалла, казалось, задумался над этими словами, и с грустью добавил, что евреям ничего не остается, как исполнить свой долг. Участники переговоров обменялись еще несколькими фразами и после формального ужина, на котором почти никто не притронулся к еде, стороны разъехались.
Голда Меир писала: «Было ясно, что 14 мая 1948 года (пятого ияра 5708 года по еврейскому календарю) будет провозглашено еврейское государство с населением в 650 тысяч человек, шанс этого государства пережить день своего рождения зависел от способности этих 650 тысяч отразить нападение пяти регулярных армий, активно поддерживаемых миллионом палестинских арабов».
Еврейское государство выжило, победив пять армий противника. Впоследствии Израилю пришлось еще несколько раз переживать подобную ситуацию и всякий раз выходить из нее победителем.