"Дорога к Бабьему Яру началась 22 июня 1941 года": в Израиле снят фильм о неизвестном Холокосте в СССР

Источник

22 июня, в день нападения Германии на СССР, в тель-авивской "Синематеке" прошла премьера фильма израильского кинодокументалиста Бориса Мафцира "Дорога в Бабий Яр" из цикла о неизвестном Холокосте советского еврейства

"Дорога к Бабьему Яру началась 22 июня 1941 года": в Израиле снят фильм о неизвестном Холокосте в СССР
22 июня, в день нападения Германии на СССР, в тель-авивской "Синематеке" прошла премьера фильма израильского кинодокументалиста Бориса Мафцира "Дорога в Бабий Яр" из цикла о неизвестном Холокосте советского еврейства
 
 
На снимке: Борис Мафцир Фото: Рон Каценельсон
На снимке: Борис Мафцир Фото: Рон Каценельсон

Фильм Бориса Мафцира о Бабьем Яре - восьмой из его многосерийного проекта "По следам неизвестного Холокоста".

Кинодокументалист Борис Мафцир, уроженец Риги, репатриировавшийся в Израиль в 1971 году, давно вынашивал идею донести до людей неизвестную историю Холокоста советских евреев. И наконец эта возможность ему представилась.

Фильм "Дорога к Бабьему Яру" позволяет увидеть и понять, как и почему произошла трагедия Бабьего Яра - злодейское убийство 29-30 сентября 1941 года 33.731 евреев.

Документальная лента рассказывает, как за короткое время - с 22 июня по 29 сентября 1941 года - нацистам удалось создать отлаженнную систему массового уничтожения еврейского населения, и как при этом они использовали помощь местных жителей.

 
Из фильма "Дорога к Бабьему Яру". Ирина Максимова Фото: Рон Каценельсон
Из фильма "Дорога к Бабьему Яру". Ирина Максимова Фото: Рон Каценельсон

В новом фильме Борис Мафцир  остался верен подходу, выработанному в предыдущих сериях цикла. Съемочная группа побывала в населенных пунктах Украины. Израильские документалисты беседовали со свидетелями в тех же местах и в те же даты, когда происходили события 1941 года.

Всего в течение 2016 и 2017 годов состоялось три кинематографические экспедиции.

Борис Мафцир привлек к разговору о событиях 75-летней давности свидетелей - евреев и неевреев, а также профессионалов-историков. Свидетелирассказывали о происходившем, показавали конкретные места, где разворачивались события, и по мере сил отвечали на уточняющие вопросы.
 
Что касается профессионалов-историков из Израиля, Украины, России, США, то они выступали не только в роли "гидов" на местах массовых убийств, но и давали развернутый анализ происходившего.

Зритель в фильме видит Бережаны и Тернополь, Луцк и Бучач, Бердичев и Винницу, Умань и Ясное Поле, Иванополь (Янушполь) и Золотоношу, Житомир, Любар, Мирополь. На экране мелькают пасторальные пейзажи,  леса и берега рек, заполненные отдыхающими местными жителями.

И только голоса ведущего и свидетелей, а также памятные обелиски возвращают нас к жестокой реальности и заставляют содрогнуться, представив себя рядом с теми, кто шел к Бабьему Яру под прицелом автоматов.

Зрителя, просмотревшего немало фильмов о Холокосте, удивить трудно, но все же... Трогает нежная детская колыбельная на польском языке, звучащая на улочках Бережан. Поет ее свидетель, "гид" и аналитик одновременно, чудом уцелевший в Холокосте Шимон Редлих, ставший впоследствии израильским историком Катастрофы.

 
На снимке: Шимон Редлих Фото: Рон Каценельсон
На снимке: Шимон Редлих Фото: Рон Каценельсон

И возникает полная иллюзия, что шестилетний Шимек вот-вот войдет в родной дом с балконом, где его ждут любящие родные. Он еще не знает, что его детский мир уюта и защищенности рухнет в одночасье...

До германского вторжения половину населения Тернополя, вошедшего в состав УССР по пакту Риббентропа - Молотова, наряду с поляками и украинцами составляли евреи.

Историк Сергей Ткачев рассказал о работе роты пропаганды при подразделении айнзацгруппы "С". Работа этой группы приносила массовые кровавые результаты.

Достаточно вспомнить свидетельство тернопольчанина Ярослава Гулько, на глазах которого не немцы, а местные украинские полицаи убивали дубинками семью сверстника - соседа и друга детства, сына пекаря Йосселе Фридмана. Погибли восемь детей и родители. "Самого маленького – головой об стенку..." Гулько было трудно, больно говорить. Борису Мафциру, задавая наводящие вопросы, - трудно слушать...

 

 На снимке: Ярослав Гулько Фото: Рон Каценельсон

На снимке: Ярослав Гулько Фото: Рон Каценельсон
 

В Луцке, где евреи составляли около половины населения, нацисты собрали взрослых, трудоспособных евреев во дворе средневекового замка Любарта. Евреев обвинили в саботаже и сотрудничестве с коммунистами. В руках руководителя местной еврейской общины Сергея Швардовского – уникальный документ, фотография из газеты на польском языке, на которой запечатлена большая группа евреев на фоне крепостных стен: "Евреи будут работать!"

К моменту выхода газеты всех расстреляли в окрестностях замка. Физически сильных евреев, которые были способны защитить свои семьи, оказать сопротивление, нацисты всегда убивали первыми, отметил в фильме Швардовский.

А вот и местечко Бучач - родина лауреата Нобелевской премии, израильского писателя Шая Агнона, имя которого в годы советской власти старались не упоминать. Теперь Бучач гордится своим земляком.

На самом же деле Агнон – осколок уничтоженного еврейского мира Бучача, и в его словах: "И ничего здесь не изменится, пока не прервется нить поколений..." - заключен глубокий смысл. 27 августа 1941 года первыми еврейскими жертвами стали расстрелянные на горе Федор представители интеллигенции. Уцелели лишь двое. Прервалась "нить поколений".

Об одной из первых акций против еврейской интеллигенции рассказала в Виннице и историк Фаина Винокурова. Не сразу, но немцам удалось собрать и расстрелять в каменном карьере кирпичного завода авторитетных, образованнейших людей города. К сожалению, немцам невольно помог бывший раввин Эля Кордонский...В фильме Бориса Мафцира на конкретных примерах четко прослеживается не только хронология событий, но и продуманная система массовых убийств: первые погромы проводились руками местных жителей, потом немцы уничтожали способных к сопротивлению еврейских мужчин, а затем уже всех остальных – женщин, стариков, детей.Несомненная удача фильма – комментарии видного аналитика, профессора Йельского университета (США) Тимоти Снайдера.
 
Тмоти Снайдер Фото: Рон Каценельсон
Тмоти Снайдер Фото: Рон Каценельсон

 

В фильме "Дорога к Бабьему Яру" затронут еще один важный вопрос, имеющий значение для изучения истории Украины. Какую судьбу готовили германские нацисты Украине после уничтожения евреев и военного разгрома СССР? Ответили на него историки Фаина Винокурова, Михаил Тяглый и Тимоти Снайдер.

По замыслам Гитлера, Украина с ее плодородными землями должна была стать аграрно-сырьевым придатком Германии, германской колонией и таким образом воплотить в жизнь мечту нацистов о  "жизненном пространстве".

По данным украинского историка Холокоста Александра Круглова, число еврейских жертв на территории Украины составляет не менее 1,5 млн человек, разных возрастов и профессий, от младенцев до стариков. Вечная им память...
 
На снимке: Борис Мафцир Фото: Рон Каценельсон
На снимке: Борис Мафцир Фото: Рон Каценельсон

Борис Мафцир, который был осужден советским судом за сионистскую деятельность и вырвался в Израиль буквально из застенков, считает многосерийный кинопроект о Холокосте в СССР одним из важнейших проектов своей жизни.

Съемки израильского документального фильма "По следам неизвестного Холокоста" проходили в местах массовых расстрелов евреев на территории бывшего СССР в годы нацистской оккупации.


Дополнительно:

О евреях и России (М. Солонин)

Холокост молчания (И. Бегун)

Пятая колонка. Холокост: исполнители и пособники (2018)

Таблетка для Сталина (о Лине Штерн, еврейский антифашисткий комитет)

Как в СССР готовились уничтожать евреев

«Детей хоронили заживо или били головой о дерево», книга о Холокосте евреев в Литве во время 2-й мировой войны

«Ташкентский фронт» - непотопляемый флагман российского антисемитизма

Евреи виноваты? (о новом антисемитизме в России)

Сто лет без черты оседлости

Марюс Ивашкявичюс: «Я — не еврей»

Еврейские погромы в Российской империи

Еврейские погромы в истории Украины