Содержание материала

Временный реванш

К моменту вступления евреев в Землю Обетованную Хеттской империи уже не существовало. Она пала под ударами «народов моря» и других агрессивных соседей. То же, что у историков принято называть Позднехеттскими царствами, уже не представляло столь грозной силы, как Хеттская империя середины II тысячелетия до нашей эры. По сути, это были лишь жалкие осколки былого величия. Естественно, что в подобном состоянии находилось и жречество. Посему посылать евреев в Анатолию Яхве не было никакого смысла. Да и вряд ли они справились бы с подобной задачей, поскольку процесс завоевания только Земли Обетованной продолжался более двух сотен лет (от смерти Моисея до Соломона).

Однако «осколки» религии Баала (назовем ее условно так) продолжали существовать еще очень долгое время. Мифология Ханаана с весьма небольшими трансформациями перекочевала, например, в религиозную систему царства Урарту, расцвет которого пришелся на первую половину I тысячелетия до нашей эры.

Другие «осколки» этой религии через прибрежные города Малой Азии перекочевали в Древнюю Грецию. Пантеон хеттских богов фактически целиком стал пантеоном греческих богов, которые тут просто обрели новые имена. О сходстве мифологии хеттов и древнегреческой мифологии написано уже немало работ, и я не буду здесь на нем останавливаться. Отмечу лишь, что Баал, будучи Тешубом у хеттов, в Древней Греции стал также главой пантеона под именем Зевс, сохранив как атрибуты бога грозы (молнии – главное оружие Зевса), так и его деяния (например, борьба Зевса с Тифоном – прямой аналог битвы между Тешубом и драконом Иллуянки; см. Рис. 31-ц).

О сходстве же пантеонов и мифологии Римской империи и Древней Греции и говорить не приходится. Оно широко известно. Здесь Зевс становится Юпитером, верховным правителем и громовержцем (см. Рис. 32-ц).

И вот в 70 году нашей эры, в ответ на восстание иудеев против римского владычества, римляне разрушают храм Яхве в Иерусалиме. Разрушают до основания и окончательно – храм не восстановлен до сих пор. И в некотором смысле это можно считать реваншем Баала в борьбе с Яхве.

Но реванш оказался временным. Уже вставала на ноги модификация религии Яхве под названием «христианство», которая начала распространение на земли с «осколками» религии Баала.

«Осколок» в Малой Азии, сохранявшийся сначала в Урарту, а затем в его преемнике – Армении, был задавлен самым первым. Тут христианство утвердилось в качестве государственной религии еще в 301 году.

А вскоре настал черед и главного сохранившегося оплота Баала (Юпитера) в Римской Империи. В 313 году император Константин издает знаменитый Медиоланский (или Миланский) эдикт, в котором христианство провозглашается одной из терпимых вер. Под эгидой Константина в 325 году проходит Первый Вселенский Собор христиан в городе Никея. А уже в 384-385 годах император Феодосий I Великий рядом указов предписывает уничтожить античные храмы. Эдикт 391 года, еще более строгий, нанес последний удар «язычеству», запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах. В Риме из залы сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя Ники («победы»). В 394 году потушен священный огонь богини Весты, и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции.

Религия Яхве утвердилась окончательно и бесповоротно на всех землях Баала, память о котором продолжала стираться христианами (а затем и мусульманами) с, пожалуй, еще большим энтузиазмом, нежели это делали евреи в Ханаане. Завещание Моисея никто ведь не отменял, да и не мог отменить, поскольку это было повеление самого Яхве…

«Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться, тогда берегись, чтобы [не обольстилось сердце твое и] не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.

 

Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись. Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас…» (Втор., гл. 6).