Еврейский урок для русского национализма
Классический анекдот гласит: «Раньше цыгане воровали, евреи торговали, а русские воевали. А теперь цыгане торгуют, русские воруют, а евреи воюют».
Анекдот в России – больше, чем просто анекдот. Русский этнос, действительно, переживает чудовищную трансформацию. В этих условиях важен не только свой опыт – но еще в большей степени опыт других, особенно своих давнишних соседей.
Вот взгляд на еврейскую историю, который, мне кажется, будет полезен и русским «думающим над своей судьбой».
* * *
Две тысячи лет тому назад еврейский народ бросил вызов крупнейшей империи того времени, возможно, самой значимой империи в истории человечества — Риму. В конечном итоге, в результате упорной, длительной и кровавой борьбы, после серии войн и восстаний евреев Земли Израиля и диаспоры, Рим победил.
В дальнейшем на еврейскую общину, на евреев, живших на своей исторической Родине, обрушился ещё целый ряд катаклизмов. Византийскую империю, пришедшую на смену Рима сначала ненадолго сменили персы. Потом началось арабское завоевание. Крестоносцы выбили арабов, попутно вырезав общину Иерусалима. Затем пришли египетские мамлюки. Мамлюков выбили турки… И все это рикошетом ударяло по евреям, которых еще оставались на земле предков. Но после каждого завоевания. После каждой резни их оставалось всё меньше и меньше… В итоге, народ оказался в рассеянии.
Небольшие еврейские общины оказались разбросанными по всему тогдашнему обитаемому миру – в чужом, часто враждебном окружении, не имея политической власти, не имя связи с общинами других стран. Казалось бы, в течение нескольких столетий еврейский народ должен был бы исчезнуть – как это происходило в истории несчетно число раз с другими большими и малыми народами и племенами, пережившими подобную череду катастроф.
Но, как хорошо (пожалуй, даже слишком хорошо), известно, этого не произошло. Еврейский народ сохранился. Сохранил свою веру, религию, культуру – «законсервировался» в условиях диаспоры.
Таким образом сформировался уникальный механизм, которого нет ни у одного народа — Еврейская Диаспора. Диаспора имела авторитет, силу, деньги. Естественным образом правители разных стран пытались использовать силу и возможности Диаспоры в своих целях. Но подчинить себе евреев у них не получалось. Это было одной из основных причин неприязни к еврейскому народу.
У одного из отцов-основателей сионизма и по совместительству выдающегося русского писателя Зеева (Владимира) Жаботинского есть эссе (тогда этот жанр именовали «фельетонами») — «Обмен комплиментов».
Это диалог еврея и русского, антисемита сказать будет, наверное, слишком сильно… скажем так: нелюбителя евреев. Текст этот, думаю, стоит того, что бы его хорошенько изучил каждый русский националист, стремящийся найти выход для своего народа.
Так вот: русский описывает обычнее претензии к евреям, доказывает, что арийцы — более «благородная раса». На это еврей ему отвечает: «Но если начать меряться, то все зависит от мерки, и я тогда буду настаивать между прочим, и на своей мерке: выше тот, который непреклоннее, тот, кого можно истребить, но нельзя «проучить», тот, который никогда, даже в угнетении, не отдает своей внутренней независимости. Наша история начинается со слова «народ жестоковыйный» — и теперь, через столько веков, мы ещё боремся, мы ещё бунтуем, мы ещё не сдались. Мы — раса неукротимая во веки веков: я не знаю высшей аристократичности, чем эта»…
«Нас, евреев, крестили и огнем, и мечом; это у нас не поговорка, и вся наша история за 2000 лет этим полна — и, однако, ни Путята, ни Добрыня ничего с нами не поделали. Очевидно, мы такой народ, с которым нельзя разговаривать с палкой в руках…
Но я отвлекаюсь: вернемся к Иловайскому.
Перед нами татарское иго. Это одно из самых странных политических явлений на свете. Оно почти беспримерно. Когда римляне завоевывали страну, они ставили там гарнизон, выводили туда римские или латинские колонии: это была оккупация, в той или иной форме.
Тут было совершенно другое. После страшного разгрома татары отхлынули к себе в орду; они, собственно, эвакуировали Русь, и не фактическим постоем, а одним только угрожающим видом своим, издали, держали ее в повиновении. Вам не кажется, что для этого нужен был ей какой-то особенный… талант повиновения? Конечно, разгром был ужасный, память об этом уроке изгладиться не могла: но, все-таки, есть характеры строптивые, жестоковыйные, которые быстро забывают самый кровавый урок и дерутся, пока не обрубят им рук, — и есть другие характеры, помягче.
Сравните опять-таки, ради параллели, отношение евреев к чужеземному владычеству над Палестиной. Пока хоть горсть иудеев оставалась на святой земле, страна не покорилась. Не с ордою кочевников, а с великим Римом воевали Бар-Гиора и Бар-Кохба! Татары оставили удельной Руси полную автономию, и она смирялась и платила дань. Римлянам пришлось провести плуг по Иерусалиму, сравнять с землей цветущие города Галилеи, истребить и разогнать еврейское население чуть ли не до последнего человека, и только тогда Иудея подчинилась. Кровавая баня Тита была тоже страшным «уроком», но через 70 лет Бар-Кохба уже успел его забыть. Очевидно, не все расы обладают счастливой способностью так свято помнить «уроки», чтобы достаточно было хорошенько «проучить» один раз, и повиновение гарантировано на 200 лет. Есть расы неукротимые, и есть поддающиеся укрощению. Какие «выше»?
В этих словах классика сионизма выражена сама суть еврейской истории и еврейского отношения к окружающему миру.
А чуть более ста лет назад начался новый этап политической истории евреев – возник политический сионизм. Сионисты выдвинули цель создания «правоохраняемого убежища» для еврейского народа. Тут правда, на излете истории, еврейская неукротимость дала некоторый сбой. Сама идея создать после двух тысячелетий изгнания свое государство, преодолеть сопротивление поселившихся там за двадцать веков непрошенных «гостей» — турок и арабов, возродить язык, оросить пустыни — была безумно дерзновенной. Как и её воплощение – мало найдется в истории двадцатого века столь героических страниц, как история сионизма.
«Подкачала», так сказать конечная цель. Она оказалась такова: создать своё, но обязательно небольшое, национальное государство, в котором еврейский народ мог бы просто укрыться. Это государство ни в коем случае не должно было вмешиваться в мировую политику. Евреи как бы устали за годы изгнания и рабства от своей игры на первый ролях мировой сцены.
Кроме того, хотя Израиль создавался как «убежище», далеко не все евреи в него перебрались. Еврейская община Израиля сегодня — превосходит по численности любую общину диаспоры, в Израиле живет более половины евреев в мира. Но и самая крупная община в США лишь на, примерно, треть, меньше еврейского населения государства Израиль. Если же учесть полностью ассимилированных, потерявших связь со своим народом евреев США – то и больше. В американской политике действует и существует мощное еврейское лобби.
В США есть только два лобби, которые могут хоть как-то влиять на решения американской администрации. Это еврейское лобби и саудовское арабское лобби, при этом Саудовская Аравия вложила в американскую экономику 300 миллиардов долларов — доходы от нефти.
Среди внешних наблюдателей, особенно среди русских, часто считается, что Израиль является сателлитом США, даже что США и Израиль составляют как бы единое целое. Но это не так. Отношения между Израилем и США достаточно сложные. Такой показательный пример: единственная страна в регионе, которая никогда не принимала участие в совместных с США общевойсковых учениях — Израиль. В Израиле нет ни одной американской военной базы. А, например, в арабских странах, которые считались лучшими друзьями СССР и считаются сейчас друзьями России, американские базы есть. Служба безопасности Арафата, например, создавалась в ЦРУ. Примеров таких можно привести еще множество.
США вообще в начале существования нашего государства проводили по отношению к нему враждебную политику. Сразу после образования Израиля, с началом Войны за Независимость в 1948-м году американцы наложили эмбарго на поставки оружия на Ближний Восток. Но воюющие с нами арабские страны существовали уже давно, имели армии с тяжёлым вооружением и запасами боеприпасов. Израиль же был только образован — и не имел ни армии, ни запасов оружия, так что эмбарго било именно по Израилю. Американцы отказались признать Иерусалим столицей Израиля. Вообще военное сотрудничество началось после победы в Шестидневной Войне. В ходе этой войны американцы поставляли оружие, в том числе тяжёлое вооружение — не Израилю, а Иордании, с которой мы воевали (Египет и Сирию вооружал СССР).
Хотя в США живут 6 миллионов евреев, далеко не все они ставят интересы еврейского государства и даже своих соплеменник в в Америке выше интересов своего банковского счета и благополучия. А администрация США вовсе не заинтересована в существовании независимого и свободного от влияния Америки Израиля, имеющего собственные геополитические притязания. США желают полностью править в регионе. Поэтому влияние еврейского лобби ограничено…
История взаимоотношений еврейского Государства и еврейской диаспоры в двадцатом веке показала, что, выбирая место где жить – человек выбирает и национальную судьбу не только свою, но и своих детей. Ассимиляция, число смешанных браков, среди американских евреев, пользующихся полной свободой религии и культуры почти такая же, какой она была среди евреев советских – которые от религии и еврейской культуры были насильственно оторваны Советской властью (за изучение иврита можно было угодить в лагерь). Да и американские политики еврейского происхождения в случаях, когда национальные, геополитические или экономически интересы США противоречат интересам еврейского государства, защищают интересы Америки и давят на Израиль даже более рьяно, чем их коллеги-неевреи. Рассказывают, что Голда Меир, как-то ответила на предложение президента США Никсона, «выполнить любую её просьбу», словами: «Не присылайте еврея послом в Израиль!».
* * *
Отношение к своей судьбе, отношение к своей земле, отношение к своей исторической роли и отношение к своим соплеменникам, которые не хотят соответствовать этой земле и этой роли – вот ключевые вопросы, которые «жизнь и судьба» ставят перед нацией в период кризисов. Мне кажется, находящимся ныне в кризисе русским стоит присмотреться, какие ответы давали на эти опросы евреи. Народ, прошедший в своей истории немало кризисов и испытаний.
Автор: Авраам Шмулевич