Трудно еврею стать адмиралом

Флотоводец — термин этот невольно в сознании сочетается с чином адмирал. Ну. как же — командующий флотом! Конечно, адмирал. Впрочем, смотря еще какой флот. И в какой ситуации военной.
Но, если флот — Тихоокеанский? И война — Великая Отечественная! Тут уж сомнениям не место: 73 боевых корабля, 77 подводных лодок, 1600 самолетов. И командовал Флотом Тихоокеанским (ТОФ) адмирал (четыре звезды на погоне) Иван Степанович Юмашев — флотоводец, как понимаете, по всем канонам военно-морским.
Но были в те пылающие времена на Тихоокеанском флоте и другие флотоводцы. К этой категории, безусловно, относился начальник штаба ТОФ — второй после Командующего ранг. У него и штатная категория — вице-адмирал. На этой должности за войну побывало четверо флотоводцев. Но, не все —адмиралы. Два из них были просто офицерами. Хотя среди подчиненных им начальников отделов штаба ТОФ адмиралов было достаточно.
Почему бы это? Что за парадокс военно-морской? Разгадать еще не сумели, друзья мои?
ЦиÑÑлÑников

Капитан 1-го ранга Цирульников Наум Израйлевич

Да, вот именно этот офицер немалое время войны возглавлял штаб Тихоокеанского военно-морского флота. Как справлялся? Читайте характеристику в наградном листе:
… С февраля 1943 года по май 1944 года каперанг Цирульников Н.И. — на должности начальника штаба Тихоокеанского флота. С мая 1944 года по август 1947 года он 1-й заместитель начальника штаба ТОФ.
… Каперанг Цирульников Н.И. — один из основных разработчиков плана операций по освобождению портов Северной Кореи и Курильских островов… Много приложил сил и старания в разработке плана действий войск на Тихоокеанском театре. Детально руководил разработкой операции в войне с японскими захватчиками. Его большая работа, как начальника оперативного отдела штаба флота, проделанная еще в мирное время, показала свои результаты в успешном проведении разработанных операций по захвату ВМБ и портов Северной Кореи. Быстро, энергично и инициативно выполняет все задания командования. Штаб, руководимый каперангом Цирульниковым, успешно справлялся с заданиями командования по планированию, разработке и проведению боевых операций флота…
Прошу прощения за суконный стиль текста. Наверное, в Политуправлении ТОФ сочиняли. Главное — вполне очевидно, что весьма успешным флотоводцем даже такого мощного объединения кораблей, подводных лодок и самолетов мог быть и не адмирал. Если… Но кто же он был, Наум Израйлевич Цирульников? Если в Советской Военном Энциклопедическом Словаре его начальнику адмиралу Ивану Юмашеву посвящена почти страница, то каперангу Науму Цирульникову — ни строчки. Да что там! Нет и следа даже в многотомной Российской Еврейской Энциклопедии. Не заслужил, что ли? На его месте — Цирельсон Яков — живописец и Цирик Зиновий — шашист, гросмейстер.
Ну что же, расскажу я. Пусть живет это славное имя Наум Цирульников!
Он родился в 1910 года в Быхове, в семье ремесленника. Как понимаете, учился в хедере. А в 15 лет — окончил 7 классов, в 18 — призван на флот. Через год — принят в Высшее Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе. Окончил его в 1932 году. Затем — курсы подводников.
В 1939 году Наум комадовал подлодкой «Л-7» — третьей на его счету, когда его забрали в оперативный отдел штаба Тихоокеанского флота. И в декабре 1941-го он уже возглавлял его — ключевая должность, зам. Начальника штаба.
С февраля 1943 по май 1944 г. — начальник штаба Тихоокеанского флота. Затем — заместитель начальника штаба. Потом командует Военно-морской базой. С мая 1949 года — контр-адмирал, командир дивизии подводных лодок.
С 1954 года — на преподавательской работе, окончил Военную академию Генерального Штаба и остался в ней старшим преподавателем.
13 августа 1969 года ушёл в отставку.
Скончался 28 декабря 1979 г. в Москве.
Возникает вопрос — с чего бы это такому успешному офицеру адмиральское звание дали лишь через шесть лет после положенного по должности? Случайность или система. Судите сами. На посту начальника штаба Тихоокеанского флота капитана 1 —го ранга Цирульникова сменил капитан 1-го же ранга Беляев. Кто бы это мог быть?

ÐелÑев

Капитан 1 — го ранга Беляев Илья Иосифович

Он родился в 1908 году в Орле. Фамилия его родителей Вайсман, понимаете ли. И прошел по пути Наума Цирульникова: училище им. Фрунзе, курсы подводников, командир подводной лодки. Но, при поступлении в училище, кадровик умудрился как-то перевести фамилию его на русский. Такая, вообще, во Фрунзенском училище практика была. И стал Вайсман — Беляевым.
В 1937 году он командовал дивизионом подлодок. И с этой должности его забрали в штаб Тихоокеанского лота. В начале Войны Илья — в оперативном отделе штаба ТОФ. А в мае 1944-го — представьте! — каперанг Беляев сменяет каперанга Цирульникова на посту начальника штаба Тихоокеанского флота! Еврей — еврея! Бывает же!
И вполне успешно этим штабом командует в войне с Японией. Но… Мавр сделал свое дело… далее — по тексту Шекспира… В 1945−1947 годах Илья — начальник штаба Южного Морского района ТОФ. В 1946−1952 годах — командир дивизии морской пехоты. С 1951 года — контр-адмирал. С 1952 года — начальник курса Военно-морской академии в Ленинграде.
В 1967 года ушёл в отставку. Скончался 9 февраля 1982 года в Ленинграде. Шесть боевых орденов. И хотя не найдете его в Военной Энциклопедии, но — ура! — есть в Российской Еврейской. Между шахматистом Белявским и Бен-Авигдором, который писал на иврите.
Что касается фамилии Беляева, то аналогично поступили с другим абитуриентом, ставшим Героем Советского Союза, контр — адмиралом Владимиром Константиновичем Коноваловым. Вроде — совсем русский человек. Все, однако, объясняется просто. В селе Надежное на Запорожчине, где он родился, фамилия Коновал была известна многие годы. А происходит она от первого получившего ее, сына деревенского ветеринара — коновала, как говорят в просторечье. Звали же Героя — подводника и контр — адмирала до военно — морского училища — Вэлв Калманович Коновал. Это при поступлении в училище им. Фрунзе его переименовали.
Нужно сказать без обиняков, что карьеры Беляева и Цирульникова, как и многих военачальников еврейского происхождения в годы той страшной войны стали возможны потому, что в ее начале и в ходе была колоссальная нехватка достойных командиров всех уровней, вырубленных сталинскими репрессиями. Войсками командовали уцелевшие или так называемые «выдвиженцы». Эти скороспелые военачальники не могли сколько-нибудь полноценно противостоять германским генералам. И евреи, проявившие, как всегда в критические моменты истории, свои вековые генетические качества: мужество, мудрость и решительность в сочетании с умением мгновенно анализировать обстановку и принимать единственно верное решение -такие военачальники были позарез нужны. Кремлевскому руководству было не до выбора и на командные посты стремились ставить тех, кто был их достоин. И тут боевые качества евреев — офицеров, генералов и адмиралов заставляли высшее руководство назначать именно их. И это делалось вынужденно, со скрежетом зубовным, только тогда, когда иначе поступить было невозможно. Однако, куда деться — назначали. А со званиями воинскими — не торопились.



Aleksandrov

Капитан 1-го ранга Александров
Здесь, думаю, уместно будет рассказать еще об одном еврее, который прошел и муки репрессий, но адмиралом стал… потом!
И у него имя никак не походило на данное при рождении. Звали Александром Петровичем Александровым (наст. Арон Пинхусович Барр). Коммунист-подпольщик, военный моряк в Гражданской войне. В 1931-м году стал командиром крейсера»Аврора», в 1937-м был военно-морским советником в Испании. Но в 1938-м году Александрова репрессировали. К счастью, он был реабилитирован в 1940-м году. В 1941-м году командовал Азовской военной флотилией, ранг адмиральский, но в ноябре 1941 года — вновь арестован. В январе 1942 года освобожден. В ходе войны позднее был командиром Ладожской флотилии и Ленинградской военно-морской базы — ранги адмиральские. В 1944 году стал начальником штаба Балтийского флота, получив, наконец-то контр — адмиральские звезды.
После окончания войны продолжал служить начальником штаба КБФ.
18 января 1946 года, при перелете в служебную командировку, погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на Смоленском кладбище Ленинграда.
И на суше — как на море!
В войну были сформированы саперные армии, мощные инженерные объединения. Командовали ими военачальники высокого ранга: генерал-лейтенант А. Гундоров, генерал-майоры В. Косенко, К. Назаров и др. Но Пятой саперной армией почти всю войну командовал полковник Прусс Илья Ефимович. Вплоть до ее расформирования. Правда, генералом, все же, он стал — через месяц после Победы.
Еще пример — более массовый, что ли. В Отечественной войне основным тактическим соединением была дивизия. Дивизиями — пехотными, танковыми, артиллерийскими и авиационными — командовали 62 еврея. Штатное воинское звание для комдива — генерал-майор. Но 13 комдивов еврейской масти — так и дошли до Победы полковниками. Каждый пятый! Да не потому, что плохо воевали. Комдивы полковники — Брамсбург —7 орденов, Ратнер — 7 орденов, Шехтман — 8 орденов и далее по списку. Меньше пяти — ни у одного. А ведь евреям награды — как и звания — всегда давали скупо. Что не останавливало — и даже не тормозило — военачальников еврейских в их высоком, мудром и бесстрашном служении.


ЧеÑнавин

В мирное время — как на войне
Капитан первого ранга Лев Давидович Чернавин отнюдь же не формально командовал сперва бригадой, а потом и эскадрой — четыре бригады! — подводных лодок. Боевое дежурство на грани военных действий в Средиземном море, откуда под водой и на поверхности тысячи миль до его базы в Полярном. Высшее военно-морское руководство доверяло Льву Давидовичу, полагалось на него в остро-конфликтных ситуациях. Однако… Однако — не до конца.
Бригаду подводных лодок он принял в 1968 году, а в следующем — должность эта стала адмиральской. Лев Давидович командует бригадой еще четыре года, в 1973 году принимает 4-ю эскадру подлодок Северного флота — самую большую в мире: 40 субмарин. По должности быть ему положено вице-адмиралом, однако он все еще каперанг! Хотя и пять контр-адмиралов имеет в подчинении.
Если б плохо командовал — убрали бы. Не убирают, награждают, но лампасов не дают. Что за несуразица, однако? Да нет никакой несуразицы, все объясняется элементарно: в личном деле Чернавина записано: «отец, Давид Львович Двоскин — еврей»! И хотя у каперанга мать — русская, и сам он пишется — русский, но… Но ведь Давидович, Давидович… Да еще — Лев Давидович. Как Троцкий!. И адмиралом ему стать куда как сложно.
Изумления достойно, получается, что советские военачальники не придерживались канонов Галахи, а мыслили библейскими категориями! По Галахе еврей -тот, у кого мать — еврейка. А в Торе родословие дается по отцам!
Да, уж — представьте — если речь шла о продвижении в должности, присвоении очередного звания, выборе места службы — командование и кадровые органы Советских Вооруженных Сил дотошно изучали тот раздел личного дела офицера, где записаны данные о его родителях. И безотносительно к его профессиональным качествам, определяющим становился именно этническая принадлежность не только мамы, но и папы. Ну, а если евреями были и отец и мать! Тогда уж…
Справедливости ради, скажу, что идиотизм ситуации с каперангом Чернявиным случайно заметил тогдашний министр обороны Маршал Устинов и приказал немедленно присвоить ему адмиральское звание. Но и… переделать отчество: пусть будет он ДавЫдовичем!
И справедливость восторжествовала!
Илья Беляев 5 ноября 1908 года в городе Орёл в еврейской семье, сын рабочего. Закончил 4-классную школу, после чего работал на заводе.
В 1927 году закончил вечернюю среднюю шко­лу.
С 1927 года — в ВМФ.
В 1932 году окончил Высшее Военно-морс­кое училище имени М.В. Фрунзе в Ленинграде.
Затем закончил курсы подводников.
С 1 апреля 1934 года по 5 мая 1937 года — ко­мандир подводной лодки «М-19», Тихоокеанский флот.
В 1937−1940 годах — командир дивизиона подводных лодок на Тихоокеанском флоте.
В 1940−1944 годах — начальник оперативного отдела и заместитель начальника штаба Тихоокеанского флота.
В 1944−1945 годах — начальник штаба Тихоокеанского флота.
В 1945 году участвовал в войне с Японией.
В 1945−1947 годах — начальник штаба Южного МОР ТОФ.
В 1946−1952 годах — командир дивизии морской пехоты (одной из первых в СССР).
27 января 1951 года — контр-адмирал.
С 1952 года — начальник курса Военно-морской академии в Ленинграде.
25 марта 1967 года ушёл в отставку.
Скончался 9 февраля 1982 года в Ленинграде.
Наум Израилевич Цирульников родился 24 сентября 1910 года в горо­де Быхове, ныне Белоруссия, в семье евреев-ремесленников.
В 1925 году окончил неполную среднюю школу.
С 1928 года на службе в ВМФ.
В 1932 году окончил Высшее Военно-морское учили­ще им. М.В. Фрунзе.
Затем прошёл курсы командиров-подводников.
С октября 1932 года по ноябрь 1933 года — командир минной группы ПЛ «Гарибальдиец» МСЧМ.
С ноября 1933 года по август 1934 года — командир БЧ-3 ПЛ «Щ-110».
С августа 1934 года по январь 1935 года — помощник командира подводной лодки «Щ-116».
С января по август 1938 года — командир подводной лодки «Щ-123» Тихоокеанского флота.
С августа 1938 года по декабрь 1939 года — командир подводной лодки «Л-7».
С октября 1939 года по декабрь 1941 годах — начальник 1-го отделения оперативного отдела штаба Тихоокеанского флота.
С декабря 1941 года по май 1944 годах — заместитель начальника штаба Тихоокеанского флота.
С декабря 1941 года по август 1947 годах — начальник оперативного отдела штаба Тихоокеанского флота.
С февраля по июль 1943 года — начальник штаба Тихоокеанского флота.
С мая 1944 года по август 1947 годах — 1-й заместитель начальника штаба Тихоокеанского флота.
В 1945 году принимал участие Советско-японской войны‎ как начальник оперативного отдела Тихоокеанского флота. Один из разработчиков планов операций по освобождению портов Северной Кореи и Курильских островов.
В наградном листе в 1945 году Цирульников характеризуется следующим образом:

Много приложил сил и старания в разработке плана войск на Тихоокеанском театре. Детально руководит разработкой операции в войне с японскими захватчиками. Его большая работа, как начальника оперативного отдела штаба флота, проделанная еще в мирное время, показала свои результаты в успешном проведении разработанных операций по захвату ВМБ и портов Северной Кореи. Быстро, энергично и инициативно выполняет все задания командования. Оперативный отдел флота, руководимый Цирульниковым, успешно справляется с заданиями командования по планированию, разработке и проведению боевых операций флота.
С августа 1947 года по апрель 1950 года — командующий Владимиро-Ольгинской Военно-морской базой 5-го ВМФ. В период его командования проходило перевооружение базы кораблями новых поколений, что потребовало дальнейшее совершенствование береговой инфраструктуры и усилий связанных с освоением новой техники.

11 мая 1949 года — контр-адмирал.
С мая 1950 года по март 1951 года — командир 2-й бригады подводных лодок (Усть-Двинск, Балтийский флот).
С марта 1951 года по ноябрь 1954 года — командир 17-й дивизии дивизии подводных лодок 8-го ВМФ.
С 1954 года — начальник кафедры военно-морского училища подводного плавания.
В 1955−1957 годах — на преподавательской работе во 2-м Высшем училище подводного плавания в Риге.
В 1960 году окончил Военную академию Генерального Штаба, где до 1969 года остался в ней старшим преподавателем.
В 1962 году — кандидат военно-морских наук.
В 1964 году — доцент кафедры оперативного искусства академии.
13 августа 1969 года ушёл в отставку.
Скончался 28 декабря 1979 года в Москве.

Источник: https://www.sem40.ru/306806-trudno-evreyu-stat-admiralom.html