Как евреев манила Манила
Холокост, как известно, начался не с массовых расстрелов во рвах и Циклона Б. В конце 1930-х Гитлер пытался избавиться от своих евреев, целенаправленно выталкивая их из страны, но… западные страны закрыли двери перед беженцами. На этом фоне президент Филиппин Мануэль Кесон, на днях посмертно удостоенный награды Фонда Валленберга, выглядел белой вороной.
Еще в середине 1930-х, в разгар еврейской иммиграции из Германии, Кесон заявил, что примет на острове Минданао столько беженцев, сколько потребуется, даже …миллион человек. Кроме гуманных соображений, у президента были свои резоны - на огромном архипелаге проживало в то время 17 тыс. японцев, занятых преимущественно выращиванием конопли и исповедовавших ислам или анимизм. Опасаясь японского влияния, власти Манилы хотели изменить демографическую ситуацию путем переселения на Минданао жителей других филиппинских островов или приема иммигрантов.
К сожалению, одного желания Кесона для осуществления столь грандиозного проекта было мало.Будучи президентом зависимой от США территории со статусом, подобным Пуэрто-Рико, Кесон был вынужден согласовывать каждый свой шаг с Вашингтоном. Госдепартамент, однако, весьма прохладно отреагировал на инициативу, даже в ее усеченном варианте, согласно которому на Минданао могли обустроить 2 тыс. семей еврейских беженцев в 1939 году, после чего принимать по 5 тыс. семей ежегодно до достижения общего числа 30 тыс. семей. Специальная комиссия обследовала остров, отметив в своем отчете от октября 1939 года, что тот в состоянии абсорбировать 100 тыс. беженцев. Отдел по филиппинским делам Госдепартамента предлагал цифру на порядок ниже, ссылаясь на неподходящий для белых переселенцев климат и отсутствие дорог. Главный аргумент звучал поистине иезуитски: если Филиппины примут чуть ли не четверть евреев Германии, это может отбить у других стран желание заниматься проблемой еврейских беженцев. То, что год назад на Эвианской конференции другие страны уже отказались заниматься этой проблемой, в Госдепе, видимо, забыли.
В результате въездные визы на Филиппины в 1938-1941 годах получили всего 1318 евреев - беженцев из Германии, Польши, Австрии, Венгрии и других стран. Мануэль Кесон выделил землю для строительства домов, в которых были расселены иммигранты и позаботился об их трудоустройстве.
В 1941-м президент был переизбран, но вскоре сам стал политическим беженцем - после оккупации Филиппин японцами Кесон эвакуировался из столицы страны - Манилы - в Австралию, а затем в США, где возглавил правительство в изгнании. Здесь он и скончался в 1944-м от туберкулеза и был похоронен на Арлингтонском национальном кладбище. По окончании войны прах отца нации был перевезен на родину и погребен под монументом в новой столице Кесон-Сити.
То немногое, что удалось сделать Кесону, помнят не только в Израиле, где в его честь установлен памятный знак в Иерусалиме и монумент в Ришон ле-Ционе. Свидетельство тому - медаль Фонда Рауля Валленберга, которую торжественно вручили дочери президента в знак признания его заслуг в деле спасения еврейских беженцев.
Дополнительно:
Напомним, ранее выложенный материал:
Отказ государств принимать еврейских беженцев в 1938 год