"Еврейский вопрос"
- Плейлист видео-раздела Форума "Евреи и антисемитизм"
- Наш комментарий: "Кто такие евреи (иврим)?" - эзотерический взгляд на "еврейский вопрос"
Мы не рассматриваем Иврим - как исключительно тех, кто по каким-то современным социальным придуманным законам называется Евреем.
Иврим - это все те, кто способны сместиться в Договор Завета и жить в нём.
Мы видим на этом пути несколько проблем:
1. Это искажение и профанация Договора Завета,- превращение его в набор мёртвых и, порой, совершенно дурацких правил и ограничений, не имеющих никакого ни смысла, ни результата.
2. Тысячелетний антисемитизм,- попытка Тёмных Сил уничтожить Договор Завета и его носителей - Иврим, народ Израиля - избранный для распространения Договора.
Сегодня перед мыслящим человеком стоит сверхзадача - самостоятельно познакомиться и осмыслить огромное количество материалов, накопившихся за прошедшие века и тысячелетия,- чтобы отделить золотые зёрна от плевел
Статьи раздела:
- Подробности
- Категория: "Еврейский вопрос"
Мнение: У концепции палестинского государства цель одна — уничтожить Израиль
Дэвид Левин, профессор университета Рутгерса на пенсии и бывший руководитель отдела рекламы и маркетинга NYC MAD MAN & corp. в Нью-Йорке, работает в настоящее время над книгой о революциях. Приближающееся 75-летие Израиля может быть подходящим моментом, чтобы сопоставить эту веху с более чем 100-летним "палестино-израильским" конфликтом, пишет он в статье для JP.
По словам члена исполнительного комитета Организации освобождения Палестины (ООП) Захира Мухсейна, этот конфликт основан на его заявлении о том, что "создание палестинского государства является лишь средством для продолжения нашей борьбы против Государства Израиль… Палестинская идентичность будет подчеркнута по политическим причинам".
Таким образом, концепция палестинского народа или государства — это тактика, которая последовательно и блестяще применялась с единственной целью — уничтожить Еврейское Государство Израиль. Благо или благополучие любого "палестинца" не является целью. Взгляд на три ключевые эпохи: 1920–1947, 1947–1964 и 1964 года до сегодняшнего дня показывает, что это тактика, а не цель.
1920-1947 гг. Лига Наций разделила трофеи Первой мировой войны после победы над 620-летней Османской империей, тем самым создав мандат на Палестину. Почему арабское руководство яростно возражало против мандата Лиги Наций на Палестину? Потому что в результате возникнет еврейское государство, заменившее исламскую концепцию "зимми" (гражданство второго сорта для всех немусульман с жесткими религиозными социальными и экономическими ограничениями), исторически навязываемое евреям.
1947-1948 гг. Великобритания вернула мандат ООН. Начались дискуссии о еврейской государственности для Палестины. В ООН велись дискуссии о том, должно ли существовать государство для евреев. Никогда не было никаких предложений арабского руководства о создании страны, состоящей из палестинских арабов.
Хотя первоначальный мандат на Палестину отводил разумное количество земли для еврейской родины, Уинстон Черчилль отдал 70% этой территории (Транс-Иордания) на Каирской конференции 1921 года, создав Иорданию (Возможно, это первоначальное "решение о двух государствах"). Оставшиеся 30% территории Палестины были в дальнейшем включены в то, что стало резолюцией ООН 181, также известной как "План раздела".
Резолюция 181 ООН была принята 29 ноября 1947 года. Карты ясно показывают, что это было предвзятое, несмежное дальнейшее разделение оставшейся территории, предназначенной для еврейской родины, на два "независимых - арабского и еврейского - государства". Этот план исключил большинство священных еврейских исторических/культурных/религиозных мест, включая Иудею, Самарию и даже Иерусалим.
Несмотря на это несостоятельное положение, которое значительно уменьшило количество земли для евреев и поставило их в невыгодное географическое положение, евреи сказали "да"; арабы сказали "нет". Еще одна упущенная возможность "решения о двух государствах".
Как только Израиль объявил себя государством, арабы объявили войну. Пять хорошо обученных арабских армий напали на молодое Государство Израиль. Цель арабов никогда не состояла в том, чтобы освободить Палестину и сформировать государство для палестинцев, а в том, чтобы уничтожить и разделить Израиль — север для Сирии, центре для Иордании, а юг для Египта. Но арабские армии потерпели поражение.
После того как линия перемирия ("Зеленая линия") была проведена, Иудея, Самария и Восточный Иерусалим оказались в руках Иордании. С 1949 г. примерно до 1964 г., когда Иордания незаконно оккупировала Иудею и Самарию (включая половину Иерусалима), арабское руководство или "палестинцы" не требовали палестинской государственности.
С 1964 г. по настоящее время. На конференции 1964 года в Египте Россия, Египет и Лига арабских государств (не "палестинцы") создали Организацию освобождения Палестины (ООП). Никогда не было арабского палестинского народа, государства или страны, которые нужно было бы освободить.
Кто такие палестинцы и откуда взялось название Палестина? Тит переименовал израильское царство в Палестину (в честь филистимлян, исчезнувших 680 лет назад), когда Рим разрушил Второй иудейский храм в Иерусалиме в 70 г. н.э. На протяжении всей истории Палестина = Святая Земля = Израиль (включая его столицу Иерусалим) = земля еврейского народа. Палестина под любым другим названием остается Израилем. Разговор о культурной апроприации!
В июне 1967 года Иудея, Самария и Восточный Иерусалим были захвачены Израилем в ходе оборонительной войны с Иорданией, а не какой-либо страной под названием "Палестина".
Итак, вы хотите революцию? Есть в основном два типа революций. Во-первых, когда люди восстают против правящего самодержавного правительства или монархии. Другой тип — когда люди восстают против иностранного оккупанта или колониальной державы.
Это революционное движение "освобождения Палестины" не является ни тем, ни другим. И никогда не было. Четкой и последовательной целью является уничтожение Израиля как суверенного государства и уничтожение евреев как народа и религии.
По их собственным словам ниже, "освобождение Палестины" было и остается не их целью, а их тактикой. Вот только пять примеров:
- Во время свидетельских показаний Комиссии Пиля (1937 г.) Ауни-бей Абдул-Хади, арабский лидер, сказал: "Нет такой страны как Палестина! Палестина — это термин, придуманный сионистами! В Библии нет Палестины. Наша страна является частью Сирии".
- В мае 1947 года Хадж Амин аль-Хусейни, великий муфтий Иерусалима и представитель Высшего арабского комитета при ООН, заявил на Генеральной Ассамблее: "Палестина была частью провинции Сирия… Политически арабы Палестины не были независимыми в смысле формирования отдельного политического образования".
- В меморандуме ООН от февраля 1948 года Аззман-паша, генеральный секретарь Лиги арабских государств, ссылаясь на май 1948 года, заявил: "Эта война будет войной на истребление и важнейшей резней, о которой будут говорить так же, как о монгольской резне и крестовых походах".
- Голландская газета Trouw от 31 марта 1977 года опубликовала интервью с членом исполнительного комитета ООП Захиром Мухсейном. Он сказал: "Палестинского народа не существует. Создание палестинского государства — это лишь средство для продолжения нашей борьбы против Государства Израиль за наше арабское единство. Только по политическим и тактическим причинам мы говорим сегодня о существовании палестинского народа, поскольку арабские национальные интересы требуют, чтобы мы постулировали существование отдельного "палестинского народа" для противостояния сионизму".
- Май 1994 года. По сообщению The Washington Post, сразу после подписания мирных соглашений в Осло председатель ООП Яссар Арафат выступил в мечети с речью, призывая к "джихаду". Он сказал, что его мирное соглашение с Израилем было всего лишь тактическим шагом, который легко отменить. Затем Арафат процитировал исламскую историю, чтобы подтвердить приемлемость такого двуличия.
Есть еще сотни примеров, поддерживаемых арабским руководством, включенных в их организационные уставы, и все они принимают эту тактику революции за "освобождение Палестины", которая последовательно проповедует и требует не что иное, как геноцид против Израиля. Там нет упоминания о "решении двух государств". Никогда не было.
Движение "Палестинская революция", использующее ложь и радикализацию ООП, является лишь еще одним тактическим оружием в этой давней религиозной войне, целью которой является уничтожение Израиля и еврейского народа.
Некоторые другие статьи по теме:
«Историческая Палестина» – анахронизм, вводящий в заблуждение
Чернокожий пастор из США раскрыл миф «палестинских беженцев»
Арабы в Израиле - О чём молчат СМИ?
«Исправление вещей начинается с исправления имен» (еще раз к вопросу о том кто такие "палестинцы")
Ложь арабская – о беженцах (Гай Бехор, продолжение)
А как насчет еврейской Накбы? (о сотнях миллионов еврейских беженцев из арабских стран)
Беженцы (о еврейских беженцах из арабских стран, Гай Бехор, перевод А. Непомнящего)
Про несчастных палестинцев всё трубят по "Би-би-си" (о еврейских беженцах из арабских стран, 2018)
К истории трансфера в Палестине и о роли особого статуса так называемых «палестинских беженцев».
Немного о "палестинских беженцах", или "Где деньги, Зин?" (2022)
Засекреченный отчет Госдепа: в мире осталось 20 тысяч палестинских беженцев
- Подробности
- Категория: "Еврейский вопрос"
Трижды не герой Советского Союза - Рапопорт И. А.
"Народ этот избран среди других народов не только потому, что он во многих отношениях лучше других, но еще и потому, что он наиболее стойкий из них".
(Гёте о евреях)
Прошло почти 78 лет со дня окончания ВОВ, но многие события, факты, распоряжения (от генералов и маршалов до Верховного Главнокомандующего) до сих пор не раскрыты общественности. Особенно мало известно о еврейском участии в войне. Но два факта, хотя и не особенно афишируются, получили известность: по числу боевых наград ( 160772 воина) и по числу Героев Советского Союза ( 131) евреи занимают четвёртое место среди народов Советского Союза русских, украинцев и белорусов. Кроме того, еврей, Давид Абрамович Драгунский, стал первым дважды героем Советского Союза. Всего дважды Героями стали 4 еврея. Сюда же иногда включают маршала Малиновского, который хотя и был по документам украинцем, имел караимские корни. И это несмотря на несравнимо меньшее количество идн и вопреки широко распространённой клевете, что потомки Авраама воевали на "ташкентском фронте". И не только это. Мало известна негласная директива начальника Совинформбюро, 1-го секретаря ЦК ВКП(б), кандидата в члены Политбюро:
А. Щербакова: "Награждать (имелось в виду Героями Советского Союза. — Л.М.) представителей всех национальностей, но евреев— ограничено"
Особенно активно этот приказ выполнялся после ставшей известной фразы Сталина, планировавшего выселить евреев из центральных районов страны, на встрече с послом Польши: "Евреи— неполноценные солдаты… Да, евреи — плохие солдаты"
Среди героев ВОВ, не получивших заслуженную награду, особенно потрясает история Иосифа Рапопорта, который не получил Героя три(!) раза.
Рапопрот Иосиф Абрамович ( 1912–1990 г.г.), учёный генетик, член-корреспондент АН, лауреат Ленинской премии, родился 14 марта 1912 года в Чернигове (Украина) в еврейской семье. В школе учился в небольшом городке Славянске, городе в наши дни печально известном, так как с его захвата российскими войсками началась русско-украинская война. Учился Иосиф хорошо, но до медали не дотянул. Отец, известный в городе врач-терапевт, хотел, чтобы сын поступал на медицинский факультет университета, но Иосиф выбрал биологический. Ещё в школьные годы (такой ранний выбор будущей профессии случается не часто) Иосифа тянуло к генетике.
В 29 лет, в первые же дни ВОВ (у Рапопорта была броня) Иосиф пошёл добровольцем в военкомат с просьбой взять его на фронт. Иосифа фактически без специальной военной подготовки направили на Южный фронт. На передовую. Уже через два месяца тяжёлых боёв, 2 ноября 1941 года, он был тяжело ранен в Крыму. Три месяца пролежал в госпитале и снова воевал в действующей армии с января по декабрь 1942 года на Закавказском фронте, а затем с августа 1943 года по сентябрь 1944 года на Воронежском и 2-м Украинском.
Воевал Иосиф бесстрашно и, если убивали командира, брал командование на себя. Не случайно ему уже после нескольких месяцев войны присваивается очередное звание. В 31 год Иосиф — гвардии капитан. Он принимал участие в одной из самых трудных и кровопролитных битв в мировой истории — форсировании Днепра. Битве, в которой с обеих сторон воевали 4 млн. человек, фронт растянулся на 750 (!) километров, а потери с обеих сторон превысили 1 млн человек.
За участие в этой судьбоносной в истории ВОВ битве гвардии капитан был награждён своей первой наградой — орденом Красного Знамени. Уже тогда проявился антисемитский приказ "евреев награждать ограничено", потому что представлен Рапопорт был к более высокой награде — ордену Отечественной войны 2-ой степени.
В боях за Крым Иосиф Абрамович был тяжело ранен, и произошло событие не совсем обыкновенное: находясь в госпитале, Рапопорт по переписке защитил (!) докторскую диссертацию. Собственно, при ближайшем рассмотрении, особого чуда не было. Диссертация была написана ещё до войны, и защита должна была произойти в конце июня 1941 года, но отложена в связи с уходом Иосифа добровольцем на фронт.
За годы войны Рапопорт прошёл путь от командира взвода до начальника оперативного отдела штаба дивизии. Дважды был тяжело ранен. В декабре 1944 года в боях в Венгрии потерял левый глаз. Несмотря на тяжелое ранение, вернулся в строй и воевал до конца войны. Позже Рапопорт был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени и американским орденом Почётного легиона.
Но тема статьи в другом. Три раза (!) Иосиф Абрамович за боевые заслуги был представлен к высшей награде — Герою Советского Союза и три раза награда, как говорится, не находила героя. Тут снова вспоминается приведённый выше приказ: "…евреев награждать ограничено". Никак иначе трёхкратное ненаграждение Рапопорта объяснить невозможно.
Первый раз Иосиф был представлен к Герою, но не получил награду в боях за венгерский город Амштеттин, где Рапопорт командовал стрелковым батальоном. Вот выписка из представления: "Тов. Рапопорт возглавлял передовой отряд, состоявший из одного стрелкового батальона, дивизиона самоходных пушек, прорвался с этим отрядом сквозь сильную оборону пр-ка и навязал немцам бой в глубине их обороны. Этот отряд малыми силами очистил от немцев 3 города и несколько сел, взял в плен 35 тысяч гитлеровцев, среди них 8 подполковников и до 600 офицеров". Представление вышестоящим командиром было отменено и заменено на более скромное: "Достоин награды". При этом 32 (!) человека из отряда Рапопорта получили звание Героя. Классический пример антисемитизма…
Краткие размеры заметки не позволяют рассказать обо всех представлениях Иосифа Абрамовича к высшей награде. Могу только сказать, что таких представлений было три и все три были отклонены и заменены на другие ордена.
После войны Иосиф Абрамович продолжил научную деятельность в области генетики в Институте цитологии, гистологии и эмбриологии АН СССР и добился в этом направлении исключительных успехов. Но не всё было спокойно в его жизни. Разгром генетики и карательные меры властей против её приверженцев не обошли стороной и Иосифа Рапопорта. Слава Богу, обошлось без помещения в психушку, да и то, может быть только потому, что с 1949 по 1957 год он был отстранён от научной деятельности и работал рядовым сотрудником геологической экспедиции.
В 1962 году Рапопорт был выдвинут на Нобелевскую премию за открытие химического мутагенеза, но его имя было отклонено советскими властями.
Однако научные достижения учёного скрыть было невозможно. В 1979 Иосиф Абрамович был избран членом-корреспондентом АН СССР, в 1984 году ему была присуждена Ленинская премия, а 1990 году — звание Героя Социалистического Труда.
25 декабря 1990 года в возрасте 78 лет Иосиф Рапопорт был сбит грузовиком при переходе улицы (вспоминается смерть Соломона Михоэлса) и скончался 31 декабря в больнице. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
- Подробности
- Категория: "Еврейский вопрос"
Об отношениях Израиля и СССР. "Холодная зима" 1953-го
Источник https://evrejskaja-panorama.de/article.2023-02.holodnaya-zima-1953-go.html
Февраль 1953 г. Тель-Авив. Поздним вечером во дворе здания дипломатической миссии СССР взорвалась бомба. Были ранены три человека, в здании выбиты окна и двери. Так гулко громыхнула первая "бомба" в истории израильско-советских отношений.
От дружбы до вражды
Во время Второй мировой войны советские дипломаты посещали Эрец-Исраэль, встречались с лидерами сионистского движения. Во второй половине 1940-х, стремясь уменьшить влияние Великобритании на Ближнем Востоке, Советский Союз решил способствовать созданию еврейского государства. Заместитель министра иностранных дел Андрей Громыко говорил в ООН: "...Тот факт, что ни одна западноевропейская держава не смогла защитить элементарные права еврейского народа и спасти его от рук фашистских палачей, объясняет стремление евреев создать свое собственное государство... Было бы несправедливо лишить еврейский народ этого права, особенно ввиду того, что ему пришлось пережить во время Второй мировой войны". На Генассамблее ООН СССР поддержал резолюцию о разделе подмандатной Палестины. В мае 1948 г. он стал первым государством, установившим дипломатические отношения с Израилем. Во время арабо-израильской войны 1948–1949 гг. Израиль получал через Чехословакию советское вооружение, израильтянам помогали советские военные специалисты. Оказывалась политическая поддержка, развивалось экономическое сотрудничество. В начале 1950-х Израиль экспортировал в Советский Союз цитрусовые в обмен на сельскохозяйственную технику и нефтепродукты. Израильское правительство передало СССР недвижимость Русской православной церкви на территории Израиля.
Поразительно для более поздних советских времен, но в тот период главная газета Советского Союза "Правда" писала, что Израиль – сторонник мира на Ближнем Востоке, арабские государства организовали интервенцию против Израиля, которую осуждает советская общественность. Иосиф Сталин рассчитывал на дружественные отношения с социалистами во главе Израиля, желал видеть Израиль "народно-демократическим", т. е. идущим в фарватере советской политики.
Очень важны были хорошие отношения с таким военно-политическим гигантом, как Советский Союз, и для окруженной врагами строящейся еврейской державы. Однако дружба продлилась совсем недолго, так как "друг" в лице СССР совсем не подходил для этой роли. Уже в начале 1950-х взаимопонимание между странами стало резко таять. В Израиле социализм интерпретировали иначе (за исключением коммунистов и ряда иных левых политиков, симпатизировавших СССР, несмотря на размах советских антисемитских акций). "Я решительно не приемлю большевистский режим. Это никакое не социалистическое государство, а загон для рабов. Этот строй, основанный на убийствах, лжи и подавлении человеческого духа, отрицание свободы рабочих и крестьян…" – писал в январе 1953 г. в письме правительству премьер-министр Давид Бен-Гурион. А вакханалия антисемитизма в Союзе рубежа 1940–1950-х вносила еще больше напряженности в контакты. Естественным образом Израиль стал все больше сдвигаться в сторону Запада, США, что рушило все планы СССР по использованию израильтян в своих политических интересах в русле развертывающейся холодной войны.
Взрывная реакция
Для советских евреев создание Государства Израиль обернулось не только радостью от появления на карте мира еврейской страны, но, увы, и дополнительными обвинениями в нелояльности, повышением угрозы депортации. На финише жизни Сталина жертвой его маниакальной мнительности стали евреи, якобы под руководством Америки орудующие против советской власти. Кроме того, хронический поиск внутренних врагов призван был отвлекать народ от тягот, неустройства советского быта и служил средством борьбы с теми во властных структурах, кто стал неугоден – дескать, прошляпили "сионистский заговор" под носом.
Как известно, в конце 1940-х – начале 1950-х гг. в СССР чередой шли антисемитские процессы: борьба против "космополитизма", уничтожение Еврейского антифашистского комитета, закрытие газеты на идише "Эйникайт", ликвидация еврейского театра, "дело врачей", выявившее якобы существование в СССР целой "сионистской шпионской сети". В декабре 1952 г. на бюро Президиума ЦК Сталин, не прибегая к намекам и иносказаниям, прямо заявил, что "среди врачей много евреев-националистов", а "любой еврей-националист – это агент американской разведки".
В газетах и выступлениях сионизм и "Джойнт" стали ругательными словами. Так, например, в середине января 1953-го "Правда" опубликовала статью "Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей". В ней говорилось: "Большинство участников террористической группы – Вовси, Б. Коган, Фельдман, Гринштейн, Этингер и другие – были куплены американской разведкой. Они были завербованы филиалом американской разведки – международной еврейской буржуазно-националистической организацией "Джойнт". Грязное лицо этой шпионской сионистской организации, прикрывающей свою подлую деятельность под маской благотворительности, полностью разоблачено…" В прессе росло число статей, фельетонов, где разоблачались различные мошенники с акцентом на их еврейское происхождение.
Активно ходили слухи о возможном сталинском плане по депортации евреев на Дальний Восток и в Сибирь. По сталинской указке были инспирированы громкое "дело Сланского" в Чехословакии (см. "ЕП", 2017, № 12) и другие поиски сионистов-врагов в "подведомственных" странах "народной демократии".
В то же время и выпускать евреев из Страны Советов Сталин не хотел. Советский человек не может покидать пределы страны "победившего социализма". Нечего ему делать за "железным занавесом", в загнивающем империалистическом обществе (удалось уехать только примерно 500 чел.).
В советских СМИ распространялся язык вражды к Израилю, который показывался союзником "империалистического блока". Говорилось об американской экспансии, приходе в Израиль нефтяных монополий, о том, что американцы создают военные базы в Израиле, об агрессивных планах США на Ближнем Востоке. Угнетаемый народ Израиля противопоставлялся политической элите страны, пошедшей на поводу у Запада.
В разгар "дела врачей" арестовали и Марию Вейцман, 60-летнего московского врача, сестру умершего в ноябре 1952 г. первого президента Израиля, экс-президента Всемирной сионистской организации Хаима Вейцмана, выходца из Гродненской губернии Российской империи (см. "ЕП", 2022, № 11). А вот его брата Самуила, некогда социалиста из Бунда, арестовать уже было нельзя. Хоть он и поддержал в свое время советскую власть, но еще в 1939 г. его расстреляли как "шпиона". Одновременно и английского, и немецкого.
Взрыв в советском посольстве стал ответом на антисемитизм в СССР, особенно на "дело врачей". Сразу же после теракта израильская полиция задержала 20 подозреваемых – преимущественно из "Антикоммунистической лиги" под руководством Хаима Шибера. Но улик против них не нашли. Затем полицейские заинтересовались организацией "Малькут Исраэль" ("Царство Израиля"), выступавшей за радикальные шаги в борьбе с антисемитизмом, и не ошиблись. На следующий день после взрыва на заседании правительства премьер Давид Бен-Гурион осудил преступление. Израиль принес СССР официальные извинения, выразил сожаление, что пострадали сотрудники советской миссии, предложил компенсировать ущерб, поставил в известность о мерах по розыску преступников. Однако СССР этот теракт в условиях зашедших в тупик отношений и для усиления антисемитских репрессий внутри страны оказался только на руку.
Разрыв дипотношений
Советское правительство выпустило ноту: "9 февраля на территории миссии СССР в Израиле злоумышленниками при явном попустительстве полиции был произведен взрыв бомбы. В результате были тяжело ранены жена посланника К. В. Ершова, жена сотрудника миссии А. П. Сысоева и сотрудник миссии И. Г. Гришин. Взрывом было повреждено здание миссии СССР. 10 февраля президент и Министерство иностранных дел Израиля направили миссии СССР письма, в которых они приносят извинения по поводу совершенного злодеяния… Однако в свете общеизвестных, неоспоримых фактов участия представителей Израиля в систематическом разжигании ненависти и вражды к Советскому Союзу и подстрекательства к враждебным против Советского Союза действиям совершенно очевидно, что заявления и извинения правительства Израиля по поводу террористического акта 9 февраля являются фальшивой игрой… Провокационный характер носят не только публикуемые в печати правящих партий Израиля статьи, но и выступления в парламенте представителей этих партий и членов правительства Израиля…"
СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем. Советско-российский историк Яков Этингер пишет в своих воспоминаниях "Это невозможно забыть", что бывший в период рубежа 1940–1950-х членом Президиума ЦК КПСС Николай Булганин в беседе с ним называл инициатором прекращения дипотношений непосредственно самого Сталина. На заседании Президиума ЦК КПСС вождь заявил: "Пора кончать с этими израильскими предателями. Мы им помогли в 1948 г. Мы считали тогда, что самым эффективным способом оказания помощи евреям является создание еврейского государства в Палестине. Мы, конечно, рассчитывали, что большинство сионистских лидеров – выходцев из России – называют себя социалистами, а они оказались обманщиками, и вместо создания социалистического государства пошли на сближение с США. Надо их жестоко наказать". Вслед за СССР отказались от отношений с Израилем и другие "страны социалистического блока", за исключением Болгарии, полгода затем представлявшей в Израиле интересы СССР. "Взрывное событие" стало только удобным поводом для реализации давно задуманного сценария конфронтации.
Помимо общеидеологических и внешнеполитических разногласий, советское руководство пугал огромный интерес многих советских евреев к Израилю. Тем более – к Израилю, развивающемуся по пути демократии. Достаточно сказать, что несколько десятков тысяч человек приветствовали посла Израиля в СССР Голду Меир при посещении ею Московской хоральной синагоги на Рош ха-Шана и Йом-Киппур. Она так об этом вспоминала: "…улица перед синагогой была неузнаваема. Она была забита народом. Тут были люди всех поколений: и офицеры Красной армии, и солдаты, и подростки, и младенцы на руках у родителей. Обычно по праздникам в синагогу приходило примерно сто-двести человек – тут же нас ожидала пятидесятитысячная толпа… Они пришли – добрые, храбрые евреи – пришли, чтобы быть с нами, пришли продемонстрировать свое чувство принадлежности и отпраздновать создание государства Израиль… Без парадов, без речей, фактически – без слов евреи Москвы выразили свое глубокое стремление, свою потребность участвовать в чуде создания еврейского государства, и я была для них символом этого государства".
Еврейские религиозные общины сначала получали письма от дипломатической миссии Израиля в СССР, выпускались бюллетени на русском языке, освещавшие жизнь Израиля, его поддержку евреями разных стран. Кремлю такая активность пришлась не по вкусу. По кремлевскому настоянию рассылка бюллетеня была прекращена, все возможные проявления национально-культурной идентичности на корню подавлялись. Посещение дипломатами синагог способствовало их сокращению: если в 1949-м синагог было около 180, то уже в 1952-м – 136. Впрочем, уже одно только присутствие в Москве израильских дипломатов влияло на развитие национального самосознания советских евреев.
Кроме того, прекращая дипотношения с Израилем, СССР преследовал и цель угодить арабским странам, мечтавшим об уничтожении еврейского государства и, разумеется, радостно встретившим новость о советско-израильском конфликте. Советский Союз уже в начале 1950-х начал переходить на проарабские позиции. Ряд арабских стран заявили о своем антикапитализме, и СССР счел логичным поддерживать их и опереться на них в своем противостоянии с Западом на Ближнем Востоке.
Бытует и версия, что взрыв в посольстве вообще-то не обошелся без участия СССР. Такой себе "сталинский поджог Рейхстага". Вероятно, организованный какими-то советскими агентами в Израиле. Так, Яков Этингер пишет, что Николай Булганин говорил об истории со взрывом как о "довольно странной".
Израиль ругал советский антисемитизм
Израильская внешнеполитическая линия изначально выстраивалась на развитии взаимоотношений и с США, и с СССР, на непринадлежности к каким-либо военно-политическим блокам. Однако с течением времени правительство Израиля закономерно действительно все значительнее сближалось с Соединенными Штатами. Например, в начале 1950-х Израиль поддержал США и Западную Европу в вопросе Корейской войны, когда США, их союзники и войска ООН выступали на стороне Южной Кореи, а СССР и Китай – Северной Кореи. Хотя США и тогда еще долго не видели в Израиле сильного партнера в ближневосточной политике, не желали обострять отношения с арабами, размышляли над формированием дружественного военно-политического блока в регионе, и к контактированию подходили очень осторожно. Определенные опасения сначала вызывало у США и предпринимаемое Израилем стремление не ругаться с Советским Союзом и другими представителями "социалистической" Восточной Европы. Для Израиля же такая центристская позиция представлялась наиболее адекватной. Ведь, помимо враждебного арабского мира, весьма проблемными для израильтян в тот период оставались и отношения с Великобританией, с неодобрением взиравшей на утрату своих прежних позиций на Ближнем Востоке.
В израильской печати звучала критика политики СССР, особенно запрета на репатриацию евреев, но руководители Израиля старались проявлять сдержанность. Однако "дело врачей" стало той последней каплей, которая переполнила эту чашу терпения. Яков Этингер отмечает в воспоминаниях, что весть об аресте группы известных профессоров-врачей вызвала реакцию в правительственных и общественных кругах мирового сообщества. "Особенно большую тревогу это сообщение вызвало в Израиле… Население страны было в шоке. Люди беспрерывно слушали радио, ожидая новых сообщений из Москвы; улицы пустовали. Еврейские организации готовились к принятию беженцев из СССР. Начался даже сбор средств для возможных репатриантов. Правительство Израиля срочно собралось на экстренное заседание для обсуждения сложившейся ситуации… Все были глубоко подавлены. Ведь Советский Союз помог созданию Государства Израиль. Едва ли в какой-либо другой зарубежной стране его авторитет после войны был столь высок".
В январе 1953 г. прошло заседание Кнессета, посвященное антисемитской кампании в Советском Союзе. Последовали резкие высказывания о советском режиме и Сталине. Так, выступивший там министр иностранных дел Моше Шарет говорил о большой обеспокоенности судьбой советских евреев, против которых развернуты "кампании зверств, пропаганды и терроризации". В Советском Союзе официально принят антиеврейский курс, а суд выступает послушным орудием в руках властей. Необходимо "защищать наших братьев, оторванных от своего народа, лишенных возможности контактировать с Государством Израиль и еврейскими общинами других стран". Правительство Израиля заклеймит в ООН действия в СССР и послушных ему коммунистических странах против еврейского народа, будет сигнализировать об опасности, грозящей миллионам евреев. Шарет потребовал разрешить эмиграцию евреев из СССР.
Председатель парламентского комитета по иностранным делам и обороне Меир Аргов заявил, что обвинения против еврейских врачей подтасованы, на самом деле они виновны только в том, что они евреи. События в СССР не могут остаться без решительного протеста, потому что являются клеветой и потому, что "влекут за собой возможное уничтожение двух миллионов евреев, находящихся под управлением Кремля".
Премьер-министр Давид Бен-Гурион в эти дни также отмечал: "…когда Россия совершает враждебные акции в отношении еврейского народа и возводит на него кровавые наветы, может быть, даже более грязные и опасные, чем кровавые наветы средневековья… мы не должны делать того, что может ухудшить положение евреев в России. Понимаю также, что против этого гиганта мы бессильны. И, тем не менее, молчать мы не можем и не должны. В мире есть совесть, есть общественное мнение… Дело одного человека, Дрейфуса, в свое время всколыхнуло совесть всего мира, а ведь тогда еще не существовало Государства Израиль".
Представитель Израиля в ООН Абба Эвен также подчеркнул, что затронет в ООН вопросы об антисемитских процессах в Чехословакии, СССР, о кампании против Израиля. Конечно, такая поддержка советских евреев в Израиле вызывала аллергию у Москвы.
Осудили антисемитские процессы и в политических кругах США, Великобритании, значительная часть западной общественности. Во многих столицах Западной Европы прошли многотысячные демонстрации под лозунгами "Сталин – новый Гитлер". Особенно мощно выступала еврейская общественность США. Альберт Эйнштейн направил министру иностранных дел СССР Андрею Вышинскому телеграмму, в которой выразил возмущение шабашем юдофобии в СССР.
Тем не менее, Израиль не был заинтересован эскалировать ситуацию до уровня официального конфликта с Советским Союзом. В существовавших международных реалиях и с надеждой все же добиться разрешения советским евреям на выезд из страны Израилю жизненно важно было продолжать попытки находить общий язык с СССР и другими странами восточного блока. Моше Шарет однозначно резюмировал: "Неразумно разрывать отношения с Советским Союзом, и мы не возьмем на себя инициативу в этом направлении". Так как непосредственно Израиль Москва в своих антисемитских заявлениях по "делу врачей" не упомянула, то решено было, что официальных заявлений с израильской стороны пока не последует. А дальше: поживем – увидим.
Разрыв дипломатических отношений в Израиле восприняли как движение в направлении усиления антисемитской политики Советского Союза и решение, способное ударить по позициям Израиля на международной арене. Бен-Гурион подчеркивал, что Сталину нужен антисемитизм для достижения определенных внутриполитических целей и для создания в мире антиеврейского, антиизраильского блока: "Он разжигает в мире ненависть к Израилю и евреям".
И после прекращения отношений с СССР Израиль продолжал выступления в поддержку советских евреев на международных трибунах. Вопрос поднимался в ООН, в Конгрессе США и на Всемирном еврейском конгрессе. Так, в выступлении в ООН Голды Меир, в то время уже министра труда Израиля, резко осуждался антисемитизм в СССР и его странах-сателлитах и звучало предостережение, что репрессии против евреев станут преградой на пути мирных контактов между Востоком и Западом. Впервые проблема такого рода была поставлена для обсуждения на уровне ООН. Позицию Израиля поддержали и делегации ряда других стран.
Восстановление отношений
"Холодная зима" 1953 г. в рамках глобальной холодной войны постепенно сошла на нет. После смерти Сталина Израиль по дипломатическим каналам и на международных встречах демонстрировал свое желание восстановить отношения, сделал об этом официальное предложение. Советская сторона, позиционировавшая себя под флагом интернационализма, в тот период тоже проявляла стремление избавиться от радикального антисемитского и антиизраильского наследия позднего сталинизма. Видя реакцию Запада, межнациональные трения в СССР, новое руководство Кремля сочло благоразумным отбросить "дело врачей", понизить градус межнациональной напряженности внутри страны, ослабить западное давление на себя.
СССР и Израиль предпринимали шаги навстречу друг другу. В Советском Союзе в апреле закрыли "дело врачей". Израиль приветствовал советское заявление о том, что обвинения против врачей-евреев безосновательны. В августе, амнистировав, выпустили на свободу Марию Вейцман.
Летом 1953 г. в Израиле, на военной базе Црифин, прошел суд над террористами из "Царства Израиля" (другое название группировки – "Црифинское подполье"). Помимо "советского взрыва", они осуществляли и другие теракты. В частности, против дипломатической миссии Чехословакии (после "дела Сланского"). Террористы получили различные сроки заключения.
В июле 1953-го дипломатические отношения восстановили. Но осадок остался, настороженность сохранилась, противоречия никуда не исчезли, Суэцкий кризис 1956-го вызвал новое обострение. В 1967-м по инициативе СССР отношения снова прекратились и на этот раз более чем на два десятилетия. Как-то сложно было Израилю и СССР общаться. Слишком многое разделяло.
Другие материалы по теме
Добавлены 4-6 части. Видео: Войны Израиля (М. Солонин, 2023) - Обновляется
О евреях и России (М. Солонин)
ИДИ И НЕ БОЙСЯ (Антисемитизм в СССР, история)
Как в СССР готовились уничтожать евреев
Сталинские бараки для "лиц еврейской национальности"
Сталин и еврейская проблема (5 частей)
Краткий курс истории государства Израиль
Кто придумал "сионистскую угрозу"?
Слово к русским патриотам (о российском антисемитизме)
Опрос среди россиян разрушил миф об отсутствии антисемитизма в РФ (2018)
Ждал ли евреев новый Холокост? (Л. Млечин, 2019)
Эдуард Тополь: "Меня евреем сделали пацаны в Полтаве".
Евреи виноваты? (о новом антисемитизме в России)
Йорам Шефтель: Грехи «Красного Сионизма» (2011 год)
- Подробности
- Категория: "Еврейский вопрос"
"Он был врач от Бога". Памяти Мирона Семеновича Вовси
Люди старшего поколения слышали о нем лишь как о главном фигуранте сфабрикованного дела "врачей-убийц". Но и сегодня он далеко не всем известен как выдающийся терапевт, спасший множество жизней и вернувший здоровье тысячам больных, как ученый, совершивший крупные открытия в медицине. Речь пойдет о Мироне Семеновиче Вовси – не только жертве сталинского террора, но и докторе медицинских наук, профессоре, генерал-майоре медицинской службы, академике, заслуженном деятеле науки, подготовившем целую плеяду врачей и ученых.
Первый медик в семействе
Его родина – местечко Креславка Двинского уезда Витебской губернии (ныне Краслава в Латвии). Отец, Шимон Меерович Вовси, был лесопромышленником (как и его кузен Михель Зеликович Вовси, отец Соломона Михоэлса). Мать, Рива Ланде, вела большое домашнее хозяйство. Фамилия Вовси берет начало от колена Неффалима, шестого сына Иакова, и впервые упоминается в Торе как имя. Меир (Мирон) – младший из трех сыновей Вовси – родился 1 мая 1897 г. Мальчику было восемь лет, когда его семья переехала в Ригу. Отец к тому времени стал купцом первой гильдии, вел разработки в сосновых лесах немецкого барона, нажил солидную сумму, построил себе дом в Креславке, а затем второй – в Даугавпилсе, который отдал под гимназию. Религиозный человек, он щедро поддерживал малоимущих, стремился дать своим детям приличное светское образование. Мама, добрая женщина, очень любила младшего сына и называла его Меирка.
- Подробности
- Категория: "Еврейский вопрос"
Видео: Войны Израиля (М. Солонин, 2023) - все части
Известный Историк, чьи материалы по Второй мировой войне и роли СССР мы рекомендуем к ознакомлению, начал выпуск новой серии видео об истории современного Израиля.
Образование Израиля, Война за Независимость и тд
Часть первая: Войны Израиля. Как делили подмандатную Палестину. Часть 1/ Марк Солонин
Часть вторя: Приглашение к убийству. Войны Израиля.Часть 2/Марк Солонин
Часть третья: Давид и многоглавый Голиаф. Войны Израиля. Часть 3 / Марк Солонин
Часть четвертая: Цена Свободы. Войны Израиля. Часть 4/ Марк Солонин
Часть пятая: Миллион Убитых за одну ночь. Войны Израиля. Часть 5/ Марк Солонин
Часть шестая: Сколько арабов убили палестинцы? Войны Израиля. Часть 6/ Марк Солонин
Шестидневная Война
Часть седьмая: Длинная дорога к Шестидневной Войне. Войны Израиля. Часть 7/ Марк Солонин
Часть восьмая: Пылающий МИГ шестидневной войны. 5 июня 1967г. Войны Израиля. Часть 8 /Марк Солонин
Часть девятая: Шесть дней и 2000 лет. Войны израиля. Часть 9/ Марк Солонин
Война Судного Дня
Часть десятая: Судный день израиля. Накануне войны 1973 года. Война Судного дня. Часть 1/ Марк Солонин
Часть одинадцатая: Ядерный меч Израиля. Война Судного дня. Часть 2/ Марк Солонин
Часть двенадцатая: Почему вторжение стало внезапным. Война Судного Дня. Часть 3/ Марк Солонин
Часть тринадцатая: Империя против Израиля. Война Судного Дня. Часть 4/ Марк Солонин
Часть четырнадцатая: Совершившие невозможное. Танковое сражение на Голанских высотах /Война Судного дня, ч. 5
Часть пятнадцатая: Победа в Долине Слез. Война Судного Дня. Часть 6
Часть шестнадцатая: ВВС Израиля на грани поражения. Война Судного Дня. Часть 7
Часть семнадцатая: Как Израильская авиация подавила советскую ПВО. Войны Израиля/Марк Солонин ч.8
Часть восемнадцатая: Синайская битва - трагическое начало. Война Судного Дня. Часть 9
Часть девятнадцатая: Неудавшееся контрнаступление. Война Судного Дня, часть 10
Часть двадцатая: Мост победы. Война Судного Дня. Финал